Перейти к содержимому

Январский бросок на Кабардинку

Исполнилось два года с момента совершения "Броска на Кабардинку". Он участвовал в этой акции в роли водителя, пилотируя известный во внедорожных кругах, теперь уже культовый, красный "Лексус". В ознаменование совершенно некруглой даты мы публикуем сегодня поучительную статью из его архивов. Примечание: текст не редактировался с момента его создания, 14 января 2005 года.

Мы изредка застревали

... или "Январский бросок на Кабардинку"

Всякое великое путешествие начинается с примитивных событий. Средь болота посленовогоднего безделья, в одном форуме, скромным аленьким цветочком появился призыв прокатиться по бездорожью. И расцвёл...

9 января из Краснодара в сторону моря выдвинулась колонна разношёрстных полноприводных автомобилей. В 9 часов поутру три "Нивы", "Nissan Terrano", "Mitsubishi Padjero" и "Daihatsu Rocky" свернули с асфальта в районе Абинска. Участники маршрута знали - через восемь часов они будут на берегу Чёрного моря. Светило солнце, дул лёгкий ветерок. Под ровный рокот моторов колонна настоящих вездеходов бесстрашно и гордо вошла в "штопор" прямо со старта. И началось…

Мне с самого начала чудилась засада. В первую очередь оттого, что не знал вводных:

  • ни с кем из группы я не встречался ранее в реальной жизни;
  • никогда не был в районе предполагаемой дистанции;
  • не имел представления о возможностях автомобилей, заявленных на маршрут.

В таких условиях подготовка к поездке значительно упрощается – как правило, рассчитываю на худшее. Поэтому взял с собой полярный спальник, коврик, еды на два дня и сообщил близким, что вернусь через трое суток. Единственный спорный вопрос поставил меня в затруднительно положение. А именно – выбор колёс. "Rocky" стоял на новых "BFG Winterslalom" – отличной зимней резине штатного размера – лёгкой, мягкой, прочной. В гараже лежали тридцать первые ярославские скаты – первые, такого размера, более-менее внедорожные катки отечественного производства - тяжёлые, каменные и, как ни парадоксально, очень ранимые. Вот такая дилемма.

"BFG" отлично подходили для предельных, каменистых подъёмов, при этом "Rocky" был обречён на "избиение" в колее. Ярославские изделия, напротив, облегчали "гонку клиренсов", но риск распороть резину бревном-камнем существенно повышался, как это случилось со мной в Карелии. Заключительным доводом послужил прогноз от МЧС, обещавший резкое похолодание в ближайшее время, ну то есть вот прямо сейчас – и когда я уже перестану реагировать на их шутки!? В общем, решил так – если мы зарываемся более чем на сутки, то на кабардинский перевал вполне реально придётся подниматься по ледово-снежной каше. На отечественных колёсах не выберусь точно. Значит "BFG". Была ещё мысль взять ярославский комплект с собой, и, если станет совсем "душно", перекинуть "на ходу". И этот вариант, как показала практика, являлся самым лучшим – но мне он не поглянулся по причине хронической лени. О чем в последствии пришлось жалеть примерно часов 20 подряд…

За время подхода к стартовой точке успел разглядеть весь наш автопарк. Одной машине сразу следовало ставить памятник – кандидатом в самоубийцы была стандартная "Нива" на шоссейных "Nordman KN-213". Здесь необходимо заметить, что все "пепеллацы" имели короткую базу - это радовало. Самый длинный – трёхдверный " Nissan Terrano", стоял на тех самых ярославских тридцать первых, но, самое приятное – он гордо нёс на переднем бампере не самую плохую лебёдку "T-Max 9500". "Padjero" ехал на внедорожных катках начального уровня "Fulda Tramp 4x4 Trac" размером около 30 дюймов. Они, разумеется, по всем характеристикам превосходили любую отечественную резину, с одним "но" – излишняя ширина для трассы такого типа. Ещё одна стандартная "Нива" гудела передними "ВлИ-5" и задними "К-139", что несколько успокаивало, а вот третье изделие отечественного автопрома внушало настоящий оптимизм. С воздухозаборником, гидроизоляцией проводки и "правильным" лифтингом, "Нива" шла на "уазовской" резине 215/90/15, обеспечив себе около тридцати сантиметров дорожного просвета. В этой компании "Rocky" лидировал по объёму двигателя - что совершенно не играло роли, занимал второе место после "Terrano" по весу – что чаще мешало, чем помогало, но, безусловно, уступал обоим "иностранцам" в ширине колеи. Последнее обстоятельство позволяло надеяться на "сезонные скидки" со стороны природы. В нескольких серьёзных рейдах мы с "Rocky" не раз прокрадывались бочком там, где сидели монстры. Однако, ожидаемого "снижения цен" не состоялось…

Описывать дальнейшее действо особого смысла нет. Без малого 20 километров колонна ехала не спеша, со средней скоростью около одного километра в час. Мы любовались достопримечательностями, дышали свежим воздухом, вели неспешные беседы "за жизнь". В середине путешествия весьма кстати подвернулся столик для проведения бизнес-ланча, за которым обсуждались различные способы преодоления трудностей. Я познакомился с интересными людьми и неплохо отдохнул. К сожалению, не обошлось и без отрицательных моментов – некоторые автомобили в результате неверного выбора траектории движения изредка застревали и, как результат, испачкались. Что не может не огорчать. Поэтому вся колонна не спешила выезжать на трассу, ожидая наступления темноты. Что бы нас не увидели грязными…

Далее "чистая арифметика". Перечисление ошибок произведено в порядке уменьшения их значимости.

1. Отсутствие руководителя в группе. Как следствие – все остальные просчёты. Именно он должен был ставить точку во всех дискуссиях. За ним – прокладка маршрута до старта, в теории. За ним - выбор оптимальной траектории на трассе, расчёты времени, проверка комплектации, распределение нагрузок между людьми и техникой в должном соотношении, выбор способов преодоления преград и методов буксировки, а также многое другое.

2. Если на маршрут выделено определённое время, то такой вариант сразу считается "оптимистичным". Далее просчитывается "пессимистичный" расклад – время умножается на два - и группа готовится к нему до старта. То есть близкие знают, что мы – в нашем конкретном случае – вернёмся через сутки и не ранее, а запас топлива, питания и снаряжения позволяет нам не спешить.

3. Штурманы всех автомобилей приходят к каждой "засаде" ножками и определяют наиболее правильную траекторию прохождения, которая проверяется первой, наиболее слабой, машиной. В нашем случае это стандартная "Нива". Если она не проходит, её возвращают на исходную позицию и в засаду идёт более подготовленный "снаряд", например "Rocky", корректируя свою линию движения с учётом первой попытки. Замыкающим движется "Terrano", который после прохождения разворачивается и на лебёдке протягивает тех, кому "не светит". Но тянет не собой, а только лебёдкой.

4. Штурманская группа готовит каждую засаду к прохождению, проводя разведку возможных объездов, промеряя собой глубины затопленных участков, укладывая в ямы брёвна, камни и другой подручный материал. При этом не запрещается проводить молебны, совершать камлания и жертвоприношения в виде утопления самых ленивых – хуже не будет.

5. Прохождение наиболее критичных участков без помощи "наружной" человеческой силы – непозволительная роскошь. У нас было шесть штурманов, к ним можно добавить пять водителей и сделать вывод – при грамотном распределении одиннадцати человеческих сил вероятность сберечь техсостав ощутимо повышается.

6. Толкание автомобиля – не единственный способ приложения усилий. Для оптимального использования имеющейся "футбольной команды" она должна быть разбита на две группы, чтобы тянуть и толкать одновременно, что позволяет использовать большее количество людей на одну машину.

7. Совершенно не использовались рычаги и другие, сколь мелкие, столь и полезные, приспособления для "глинрейсинга" – блоки, маятники и прочее.

8. При фатальном отставании от графика, личный состав делится на тех, кто может задерживаться и тех, кто не может. Последние уходят на "злой Ниве" домой, а группа встаёт на ночёвку. Наутро коллектив продолжает, не спеша и со вкусом, "рубиться" в своё удовольствие, сохраняя хорошее настроение и моторесурс. При этом "злая Нива" возвращается назад, захватив с собой на всякий случай пару автомобилей "Ураган".

9. Любому человеку, оказавшемуся в зоне досягаемости лопнувшего троса, руководитель отвешивает немедленный "огромный пендаль" и расстреливает на месте. Поскольку потери техсостава - беда, а потери личного состава – трагедия.

10. При длительной стоянке в низинах, закрытых от ветра, все бензиновые двигатели должны быть заглушены не позднее чем через пять минут. Контроль за исполнением читать пунктом выше, мотивация – там же.

11. Никто не высказывает никаких претензий к организаторам и коллегам по маршруту в ходе его проведения. Исключено.

В заключение должен заметить, что маршрут оказался неожиданно сложным. Тем более приятно засчитать его как пройденный. На двух машинах сожжено сцепление, одна лишилась зарядки, три вышли свои ходом и – о, чудо – среди них та самая, стандартная "Нива". Но, по моим оценкам, при таком состоянии дороги даже тяжёлая техника на трёх мостах может пройти данную дистанцию только при наличии бензопил. Основная, якобы набитая колея сейчас доступна только трелёвщикам и устройству с названием "Беларусь". И поверьте – мне есть, с чем сравнивать.

До сих пор в моей внедорожной практике самым сложным путешествием числился "Карельский рейд", в котором были примерно те же дорожные условия, но растянутые на десять суток. Плюс высокая автономность, поскольку от старта до начала первого спецучастка меня отделяло почти 3 000 километров. Но, в однодневном путешествии по Краснодарскому краю трудностей оказалось не меньше – в первую очередь из-за общей неподготовленности экипажей и машин. Последнее обстоятельство позволяет мне утверждать – наш январский бросок на Кабардинку стал настоящим приключением. Отчаянная любительская рубка на пределе возможностей техники и людей. Кто не был – тот не поймёт.