Перейти к содержимому

Туапсе: встречка, лишение прав, отмена

Моему негромкому сайту avtolikbez.ru семь лет. Сегодня его посещают примерно 3–4 тысячи человек в сутки, которые пишут мне в те же сутки около 25–30 писем. Готовлюсь к 24-миллионному посетителю.

Письма — это в основном жалобы на произвол властей. И я имею право утверждать, что около 10% протоколов об административных правонарушениях по ведомству ГИБДД сфальсифицированы. В целях вымогательства или в угоду «палочной» отчетности. Причем цифры отчетности руководство МВД изо всех сил увеличивает из года в год, дабы продемонстрировать свою работу, то есть — «выявляемость». В прошлом году на нарушителей КоАП на дорогах страны оформлено 55 (!) миллионов протоколов. Исходя из этих цифр, можно предположить, что как минимум 5 миллионов из них — липовые, то есть наказаны невиновные.

И вот на этом фоне я получаю фантастическую историю победы московского водителя над ГИБДД. Да еще в чужом регионе. Да еще в Краснодарском крае. В сущности, она — руководство для тех, кому не повезет оказаться в подобной ситуации.

Встречка

Недавно поздно вечером звонит мне мой друг и сосед по гаражу Володя с экзотической фамилией Бурый*:

— Юра, я сейчас нахожусь под Туапсе, мне тут встречка светит, хотя ее не было, помочь можешь?

О, мама миа, Краснодарский край! Где, по образному выражению местного инспектора, «даже воробьи бесплатно не летают».

Тяжелейший случай. Но друг есть друг — звоню знакомому адвокату в Краснодар, спрашиваю, есть ли у него выход на местное гаишное начальство. «Есть», — отвечает. Даю ему телефон Володи. Скоро адвокат отзванивает: «Поздно, Юрий Васильевич, ничего сделать нельзя — они уже номерной протокол заполнили. Да к тому же инспекторы говорят, что на фотокамеру нарушение вашего друга сняли».

Звоню Володе: «Старик, нарушил — отвечай: они твою встречку, оказывается, сфотографировали. Я понимаю, что там наверняка всего полколеса по сплошной чиркануло, но я даже за сына, когда его прав по делу лишали, пальцем не шевельнул. Принципы у меня, Володя, не сердись».

— Да не было там вообще ничего! — горячится мой друг, но я его уже почти не слушаю.

Каково же было мое удивление, когда через три месяца при встрече в гаражах Бурый мне сообщает: «Можешь поздравить — права при мне». «Как?» — «Доказал, что я не виноват». — «Как доказал? Кому?! Краснодарским инспекторам?! Туапсинскому судье?!»

Знакомы мы лет двадцать, раньше Володя «мерсы» из Европы гонял, кузова из металлолома в конфетку превращал, я его звал «гением «Мерседеса». Теперь он международными автоперевозками занимается, свой легковой «мерс» с прицепом гоняет и в Европу, и ближе… Вот на этом «Мерседесе» Володю под Туапсе и прихватили.

В ту ночь он, обогнав «Газель», успел вернуться в свой ряд, но уже не через прерывистую разметку — 1.5, а через прерывистую удлиненную — 1.6 (предупреждающую о приближении к сплошной 1.1), ее пересекать можно.

А сзади, оказывается, ехала ДПС, остановили — трое в форме с автоматами. Не представлялись, документы не показывали — начали прессовать. Тут Бурый мне и позвонил. Помощь не пришла, время позднее, без прав его бизнесу кирдык; предложил им пять тысяч, но, дурак, до того как предложил, диктофон демонстративно включил — не повелись.

Оформили. Владимир написал в протоколе: «…не согласен. Ходатайствую о направлении протокола в г. Москву». Выписали ему вместо прав «времянку». Разъехались.

«Битва» за Москву

Вспомнил он: для того чтобы документы отправили по месту жительства, ходатайствовать в протоколе недостаточно, надо написать заявление на имя начальника местного отделения ГИБДД. Поехал, нашел, еле-еле прорвался к дежурному офицеру, написал прошение в двух экземплярах на имя командира РДПС Туапсе подполковника Ефремова, оставил дежурному под расписку. Уехал домой, в Москву.

— После приезда звоню в ГИБДД Туапсе, — рассказывает Володя, — спрашиваю: отправили мои документы в Москву? Разговаривают по-хамски, ничего не выяснил. Звоню в службу собственной безопасности Краснодарского УВД, объясняю ситуацию, прошу помочь. Мне оттуда перезванивают, мол, ваше дело отправлено в суд… Туапсе.

Звоню туда, мне говорят, что мой судья — Минкин. Отправляю ему телеграмму с ходатайством о передаче дела в Москву, потом для верности звоню, спрашиваю: «Вы телеграмму получили?». «Да, получил, ваше ходатайство удовлетворено: документы отосланы».

В том, что суд Туапсе пойдет мне навстречу, я не сомневался — это ГИБДД и подполковнику Ефремову наплевать на наши просьбы, ему план по нарушениям выполнять надо, а суду — работы меньше.

В итоге дело мое приходит в Москву, в участок 315 Алексеевского района, мировому судье Меньшовой.

— Ну, и?! — почти заорал я. — Как судья Меньшова сумела разобраться, нет, почему она ЗАХОТЕЛА разобраться в том, что ты прав? Ведь наши судьи почти никогда «не имеют оснований не доверять стороне обвинения»!

— А я ей такие основания дал, — ответил мой друг.

Встречка - фото

У секретаря судебного участка 315 Бурый В.Ю. узнает, что судить его будут послезавтра. Что делать?

Пишет Бурый В.Ю. три ходатайства, первое — о переносе рассмотрения дела на более поздний срок, для ознакомления с ним. А там, между прочим, 22 страницы, в том числе и фотовидеоматериалы.

Второе ходатайство — о продлении в связи с этим временного разрешения на управление автомобилем.

Третье — о запросе судом дорожной дислокации участка автодороги М-27 Джубга — Сочи, 65-й километр плюс 150 метров: какие там знаки, какая разметка?

Мы знаем, что сплошь и рядом ходатайства обвиняемой стороны нашими судами не удовлетворяются. Но эти были удовлетворены. Почему? Не умаляя профессионализма судьи 315-го участка О.А. Меньшовой, с которой я незнаком, вижу и еще причину — ходатайства были написаны адвокатом. То есть грамотно, с терминологией и акцентами, судейским людям понятными и не оставляющими сомнений в том, что ЭТИ будут защищаться, «докуда» угодно, хоть до Верховного суда. Причем грамотно защищаться.

Тринадцать дней отсрочки «казни» получает предприниматель Бурый. Он размышляет: «А что, если дислокация из Краснодарского края участка «65 км + 150 м» не будет соответствовать реалиям? Может такое быть? Да запросто. Тем более что там оказалось ДВА столба с обозначением 65-го километра — в 20 метрах друг от друга! И еще — на милицейских снимках его колесо за полосой, на повороте, но полоса неясно, какая — то ли сплошная, то ли прерывистая, и никакой привязки к местности, судья может трактовать снимки не в его пользу. Что делать?

И наш обвиняемый печатает 21 табличку с крупными цифрами от «10» до «210», берет двух свидетелей, видео- и фотокамеры и «рвет когти» на «место преступления». Там они расставляют таблички в 10 метрах одну от другой на протяжении 210 метров (даже с небольшим запасом по отношению к вменяемым +150 м. — Ю.Г.), снимают на их фоне разметку, знаки, всю атрибутику дороги и составляют акт, где и расписываются свидетели, — документ, который подтверждает: на этом участке дороги сплошной разметки нет!

Четвертое ходатайство г-на Бурого было о прекращении производства по его делу №5-75/11 (по восьми причинам). Первая: он ПДД не нарушал. Вторая — «инспекторы грубо исказили ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, где в разделе 2 особенной части этой статьи прописано», что «выезд на встречную полосу в случае фиксации его средствами фото- и киносъемки, видеозаписи» (в других случаях без такой фиксации — лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. — Ю.Г.) наказывается штрафом в пять тысяч рублей, то есть задерживать водительское удостоверение инспекторы не имели права даже в том случае, если бы нарушение и было.

Остальные причины — нарушения инспекторами инструкций по оформлению документов: не указаны ни официальное обозначение дороги — М-27, ни количество полос движения, ни чем измерялись цифры «65 плюс 150», не составлена схема нарушения, не вписан в протокол свидетель в автомобиле (что противозаконно), а вписаны сами инспекторы (что тоже противозаконно).

Итог нашей истории — судья участка 315 Алексеевского района столицы Меньшова Оксана Анатольевна не нашла в действиях Бурого В.Ю. состава административного правонарушения. Она поступила по закону.

А вот фамилии тех, кто творил беззаконие: инспекторы ДПС Туапсе Григорьев Н.Г., Марченко С.А., Киянов Н.Ю. и их командир Ефремов В.Е., передавший явно сфальсифицированное дело в суд города Туапсе. И очень вероятно, не первое.

Палки в машине правосудия. Послесловие

Почему подчиненные подполковника МВД г-на Ефремова В.Е. творят беззаконие и почему он их покрывает? Потому что, во-первых, у всех план по нарушениям, а во-вторых, люди в погонах уверены в том, что суд «проштампует» любое наказание.

А почему суд проштампует? Потому что судьи тоже жертвы «палочной системы», но только своей, им тоже невыгодно выносить оправдательные приговоры. Так как:

— КАЖДЫЙ факт прекращения производства мировым судьей, а также отмена обвинительного постановления мирового судьи судьей районным проверяется аж тремя (как минимум) организациями:

— доводится до сведения начальника ГИБДД на соответствующих совещаниях;
— доводится до сведения председателя районного суда;
— проверяется прокуратурой.

— По КАЖДОМУ оправдательному постановлению судья пишет нечто вроде служебной записки, в которой ДОПОЛНИТЕЛЬНО к доводам судебного акта описывает, почему он принял такой акт.

По сути, судья оправдывается перед начальством, чтобы не быть заподозренным в получении взятки от обвиняемого. Или в ангажированности, в личной заинтересованности.

— Мировой судья, приняв решение прекратить производство по делу, зачастую звонит председателю районного суда и испрашивает на это разрешение.
— КАЖДЫЙ факт отмены — минус в личном деле судьи. При переаттестации судьи эти факты будут учитываться.

Именно поэтому оправдательных приговоров в стране меньше одного процента.

Элементарный вывод

Повторяю, одна только гаишная властная махина выдает в год не менее 5 миллионов незаконных решений в отношении невиновных людей. История водителя Бурого — исключение, подтверждающее правило: суд, основанный на «палочной системе», не будет вставлять палки в колеса своим коллегам из ГИБДД. Чтобы выиграть у гаишников в суде, водитель должен совершить нечто вроде подвига.

Количество административных дел против водителей растет ежегодно.

Единственный способ переломить эту тенденцию: а) отменить палочную систему в ГИБДД; б) отменить палочную систему в судах и освободить судей от необходимости оправдывать оправдательные приговоры — для начала. Кстати, еще один сильный ход перед выборами. Не слабее, чем отсрочка техосмотра.

Юрий Гейко
обозреватель «Новой»