Перейти к содержимому

Евгений Чичваркин — кода

Вот и завершилась очередная российская история успеха: 22 января 2009 года Евгений Чичваркин объявлен в федеральный розыск. Самому весёлому олигарху страны дали возможность выехать за границу и выпустили семью. В принципе, это удачное завершение бизнеса в нашем государстве. Вырвался, да и ладно. Одни удивлены, другие огорчены, третьи удовлетворены. Я рад. Почему?

Чичваркин и его «Евросеть», с самого начала, стали культом для поклонников кича. Первая же рекламная кампания «Евросеть, евросеть, цены просто ох*еть!» поставила всех конкурентов «раком» (здесь я использую стилистику Чичваркина). Тогда же я отметил, что у этого продавца лучше ничего не покупать – просто потому, что мне не нравятся «быковатые барыги». Дальнейшие их действия на рынке только подтвердили моё неприятие подобной агрессивности. Ну да фиг со мной, носителем «идей Чучхе». «Евросеть» и не рассчитывала на меня. Она работала для нормального среднего гражданина, ценителя группы «Скорпионс» и консервированного пива. Этот гражданин распечатывал так называемые «корпоративные письма» Чичи и «прикнопывал» их на стену – «чтоб в офисе поржали». И в нём действительно ржали. Обсуждали. Съедали всю прочую рекламу. И покупали.

Далее я незаметно стал клиентом «Евросети», просто потому, что других ларьков рядом не оказалось. Пополнение баланса, кстати, было интересным занятием. Всякий раз, когда перед моими глазами оказывалась дама с грудью невероятных размеров, и бретельками белого бюстгальтера под бретельками жёлтой маечки, плюс плохая кожа, отталкивающая внешность и не вполне благородные ароматы… – всякий раз в голове звучал тот самый, первый рекламный слоган компании. «Евросеть» старательно напоминала, в какой удивительной стране мы живём.

А дальше стало ясно, что Чичваркина скоро «хлопнут». Как только в свободном доступе появились сведения об оборотах предприятия, начался отсчёт. Наш герой, в тот момент, ещё принадлежал к племени наивных индейцев. Он не лез в политику, умел договариваться, был знаком с кем надо. Занимался благотворительностью, делился опытом, охотно раздавал интервью. И твёрдо знал: бомбят неудачников, а я не такой. Нет, конечно. Я умный, у меня образование, знания, практика и всё такое …

Эту дорогу в России, за последние восемь лет, прошли сотни тысяч людей: от безымянного ларёчника в российской провинции до Михаила Ходорковского. Прошли таким плотным строем, что образовалась глубокая колея. Из которой не вырваться. И у всех происходило одно и то же. Сначала безоблачный день, затем первая пробежавшая тень. Засланцы из числа общих знакомых, которые предупреждают, что надо бы поговорить с кем следует.

— Да не буду я ни с кем говорить, я свои деньги честно заработал.

Далее облака, предвестники непогоды. Ещё засланцы. Ощущение беды. И попытки что-то изменить. И, чёрт с ними, даже поделиться.

Последние пару лет Чичваркин пытался вырулить из колеи. Он поддерживал Медведева, рассказывал о том, какая это отличная страна, агитировал за «ЕР» и не понимал, что же делать. На этом этапе никто ничего не понимает. Или делает вид. Союзники исчезают, связи рвутся, образование не помогает. Остаётся лишь вера: со мной так не сделают.

Оказалось – сделают. Кем из «генералов», на каком уровне и когда, принято решение «подровнять выскочку» – не угадать. Чем выше этот уровень, тем выше цена вопроса. У Чичваркина она оказалась настолько высока, что снова и снова в ушах маячит «евросеть, евросеть, цены просто ох*еть!». И даже когда отдал всё, оказалось – недостаточно.

— Здесь ты будешь мешать, чувак. Здесь ты сильно умный. Давай или туда, или сюда.

Женя выбрал туда.

И теперь я действительно рад за него. Он и правда, оказался нормальным человеком. Закончились игры с государством, рухнул бизнес, случилось изгнание. Его фотография с Егором Летовым теперь выглядит совершенно естественно. Его печальные записи в блоге – мысли моего современника, за которого не стыдно. Теперь он – Личность. Тот, кто в очередной раз решился изменить время, страну и людей.

«Но затея не удалась. За попытку – спасибо!» /А. Вознесенский/