Перейти к содержимому

Артуру Лаутеншлегеру

Получил Ваше письмо... Читал его несколько раз: запальчиво пишете, как истый педант, но я тоже педант, поэтому сговор возможен. (Валерий Перелешин)

Здравствуй, друг!

«Здравствуй» означает «будь здоров», «друг» означает — друг. Можно было бы добавить «бывший», но я стараюсь не ошибаться в оценках и не отказываться от тех, кого приручил — фраза из детской сказки здесь, как никогда, уместна.

Пару дней назад мне прислали ссылку на очередное обсуждение, связанное с термином «разбушлат» и предложили высказаться. Я бегло просмотрел страницу форума и даже прошёл по некоторым гиперлинкам, для создания точной информационной картины. Да что там «бегло»? — прочёл внимательно, вдумчиво, проматывая лишь сентенции твоих нынешних соратников, которые не блещут разнообразием формулировок и не удивляют новизной оправданий. Я, слава богу, научился проматывать их ещё на Лене.

Мне нечего дополнить по сути развернувшейся дискуссии и я бы закрыл браузер и не вспомнил больше... но наткнулся на твоё выступление. Вот оно.

Артур Лаутеншлегер пишет

Артур Лаутеншлегер
сообщение на форуме сайта ykt.ru

Странно, что ты полез «на передовую».

После публикации известного материала, благодаря которому «Разбушлат» прославился по настоящему, среди десятков тысяч людей — ты отметился в обсуждениях только для галочки и не стал ввязываться в «куролес». Твой фирменный стиль, твоя дальновидность, твоё чутьё именно в этом — дружить надо со всеми, мало ли кто как пригодится...

Но, рано или поздно, чутьё изменяет даже зверю. А ты не зверь. Ты скрипач, фотограф, добродушный увалень в очках с толстыми стёклами — и ты наверное забыл. Позволь, напомню. По порядку.

Ну нельзя же судить всех по одной публикации, даже лихо написанной.

«Лихо написанного» не бывает. Бывает хороший текст или плохой. У меня получился хороший. Сначала складывался дневник путешествия, а вышла повесть. Настолько увлекательная, что люди, весьма далёкие от литературы, читают её на одном дыхании, не становясь на чью-либо сторону. Даже твои однокашники, учившиеся с тобой в консерватории, оценили.

Это произведение по содержанию не уступает работам мастеров жанра. А стилистически интереснее, местами. Поэтому, будет опубликовано в бумажном варианте, книгой. Спрос есть.

А вы всё ищете, кто там плохой, а кто хороший. Скоро год. Бестолочи.

его изложение через год, написанное втихую, в тот момент, когда мы были на Юдоме

Видимо, мне следовало уточнить, где ты находишься в этот момент. И писать только тогда, когда ты дома. И останавливаться, когда ты в ларёк выходишь. И каждую главу прочитывать тебе по телефону, для утверждения. И декламировать по радио, жителям микрорайона, по утрам. Чтобы «вгромкую» было, а то вдруг читатели осудят. Булгаков, вон, Сталину на согласование посылал и ничего.

его изложение ... грешит перевернутой с ног на голову историей обиженного человека.

Напиши свою, не перевернутую. Или заплати профессионалам, они сделают. Делов-то, 100 долларов за шесть тысяч знаков (цены упали), без пробелов. Я бы взялся, но сейчас задачек накопилось много. Вообще, работа несложная, там же у вас героизм, риск и всё такое.

Если сам решишь ваять, то к «перевернутой с ног на голову» можно добавить ещё радостных фраз из советских газет. Оно работает! Реально!

Не было никого смертоубийства птиц, животных и прочих мерзостей.

Если ты этого не видел — не значит, что не было.

Я говорил с Димой Олейником, ещё до Сурово, о стрельбе по птицам, которых мы бросали мёртвыми. Он ответил мне интересной фразой, смысл которой заключался в том, что если стреляющему нравится — нам надо потерпеть, он типа дикарь и викинг, и он так долго этого ждал.

Я говорил об этом с тобой, дважды. Ты однозначно осуждал (правда, негромко) такие действия. По другому и быть не могло: мы с тобой всегда вывозили с собой, из наших кавказских экспедиций, мельчайший мусор и не только свой. А уж чтобы убивать без крайней нужды...

Ты просто забыл. Спроси Диму Фриза, у него хорошо с памятью.

Инцидент с сетью, а кадры снимал я, имел место быть ... (мы налетели на эту сеть).

Ты не жил в тайге. Ни на Крайнем Севере, ни на Дальнем Востоке, ни в Сибири, ни вообще — в какой-нибудь тайге. Иначе не стал бы нести такую околесицу. Ты в этих местах турист, зритель, популярный блогер и кто-то там ещё. Поэтому, лучше не комментируй эпизод с сетью.

В некоторой степени, «отдыхайкам» простительно. Потому я и объяснял тебе смысл содеянного, в сентябре 2014 года, когда мы катались на Тхач. Тогда ты не использовал слова «налетели». Наверное, забыл...

У каждого в жизни бывают моменты, за которые по-настоящему неловко до самой смерти. Возможно, такой момент теперь есть и у тебя. Зависит от конструкции совести. Когда ты пишешь «мне стыдно за этот случай» — у меня нет причин тебе не верить. Но, напоминаю...

В остальном все написанное Сергеем умело перевернутые факты.

— У меня был знакомый валютчик Акула. Избивал жену черенком лопаты. Подарил её шампунь своей возлюбленной. Убил кота. Один раз в жизни приготовил ей бутерброд с сыром. Жена всю ночь рыдала от умиления и нежности. Консервы девять лет в Мордовию посылала. Ждала... — написал Довлатов полвека назад.

Когда эти строки, в лагере, прочёл Акула, он отшвырнул книгу и процедил:

— Ну вот, опять умело перевёрнутые факты!

Заметно, что ты не читаешь книг. Тебе всё чаще не хватает словарного запаса.

Всем удачи, регистрироваться не буду, не люблю форумы.

Ты не любишь писать — и форумы лишь следствие. А не любишь вот почему:

написанное не исчезает!

А сказанное можно забыть или пересказать иначе. Трёп, даже самый пустой, можно подкрепить обаянием, которого у тебя в достатке, и заставить собеседника поверить, угостить, пустить на ночлег, дать денег, «понять и простить».

Написанное — это вечное доказательство. Помнишь, я рассказывал тебе, что рукописи, на самом деле, горят. А вот электронные тексты остаются навсегда. Поэтому, ты правильно не любишь форумы. Если память подводит, не пиши. Тут каждый второй — специалист по факт-чекингу, профи на «бешеной рыси». Ловят в два клика. Не рискуй. Они могут подумать, что ты лжец.

Я вот удивляюсь, насколько в зло и клевету проще поверить, чем разобраться, почему человек с которым ты знаком не один десяток лет, после схода с маршрута, через год, втихую, продолжая приезжать в твой дом пишет такую грязь.

Мы познакомились осенью 2005 года. То есть, были знакомы девять лет, на момент создания материала о путешествии по Лене. Жаль, что ты не пользуешься арифмометром, он иногда незаменим.

Но, важнее другое

Ты позвонил мне в апреле 2015 года и сообщил, что сайт экспедиционной группы «Разбушлат» теперь работает по новому адресу.

Разбушлат — Артур Лаутеншлегер

С этого момента я никогда не разговаривал с тобой ни лично, ни по телефону. Тем более, не бывал у тебя в гостях и даже не собирался. А первая часть повести о нашем ленском путешествии была написана и опубликована 12 июня 2015 года. Через два месяца после последнего нашего диалога, которым закончилась наша дружба. Ты снова забыл...

В мае 2015 года ты звонил нашему общему другу и справлялся о моих делах. Жаловался ему, что я не поднимаю трубку. И мне пришлось впервые рассказать третьим лицам о том, что произошло.

Впрочем, ты и в этом году, всего-то месяц назад, снова звонил ему же и снова узнавал, как у меня дела. Ума не приложу, почему тебе это интересно. Может быть, по заданию. Или чтоб отношения поддерживать, мало ли...

А два дня назад мне позвонил ещё один наш общий друг, с которым вы сидели в одной компании, в этот момент. И я передал тебе привет, через него. Если ты уже забыл, передаю снова.

Это не издёвка. Я на самом деле продолжаю относиться к тебе с некоторым расположением. Мне особенно и не в чем тебя упрекнуть. Хотя, стоп!

Давай-ка я откажусь на время от своей привычной деликатности, которой учила меня мама. И забуду о том, что стараюсь не обижать людей. И скажу тебе следующее.

Я никогда и нигде не давал тебе разрешения использовать придуманное мною название «Разбушлат»! — ни применительно к фестивалю, который придумал я. Ни применительно к экспедиционной группе, которую тоже придумал я. То, что ты пользуешься моим названием не один, а в составе плохо организованной группы — не снимает с тебя ответственности.

Ты взял чужое, без разрешения. Более того: ты взял у своего. И я по хорошему завидую тебе — твоему незнанию простых законов мужской дружбы, твоему умению игнорировать очевидное, твоей способности забывать неудобное. Время такое, да, старина?

Теперь успокою тебя

Этот текст я пишу здесь, на своём малоизвестном личном сайте, по причине, которую ты должен оценить: shinkareff.ru плохо индексируется поисковой системой Гугл и совсем не индексируется поиском Яндекса. Набирая в поисковой строке запрос «артур лаутеншлегер»

— а сейчас так заведено, прежде чем иметь серьёзные дела с человеком, надо посмотреть, что пишет о нём сеть

— пользователь не узнает истории о том, как закончилась дружба Серёги и Артурика. По этому запросу мой сайт будет появляться в пятой десятке поисковой выдачи и до него никто не доберётся. Этот материал не прочтут твои дети. И сотни наших общих друзей и знакомых не увидят текста о твоей удивительной забывчивости. Не благодари.

На одной из наших ночёвок, на Лене — там, где группа напилась до хрюканья, блевотины и где перебрал даже умеренный Дмитрий Романович; там, где утром ты заварил чай с мыльной водой из помойного чайника — мы лежали на соседних нарах, на улице гудел пьяный базар, а я рассказывал тебе о признаках умирания мозга под влиянием алкоголя.

— Если утром, после выпитого «стандарта», ищешь где оставил очки, значит нужно заканчивать, — сказал я. Ты ответил в том духе, что ерунда и к тебе не относится. И вообще, я много фантазирую. И мы заснули.

А утром ты искал очки...

Конечно

Всё это «перевёрнутые факты, умелая подача и однобокое изложение». Только вот меня как-то не беспокоят «перевёрнутые факты», которые ты, с твоими нынешними соратниками, вываливаешь в мой адрес уже второй год. Не прилипает, понимаешь? Не от чего отмываться, незачем оправдываться. Может, тебе не стоило вступать так размашисто?

Мне, как и всем нам, есть о чём жалеть и чего стыдиться. Не был я ангелом и много чего наделал за половину столетия. Костюмы, что ты примеряешь на себя впервые, я давно сносил и лохмотья раздал «братве». Хватило и цыган, и медведей, и дешёвых блядей. Дорогих, впрочем, тоже. Но, есть время совершать грехи, а есть время их искупать. Какого беса и за что ты хочешь пощекотать, за полшага до пенсии?

Когда человек врёт красиво, без шкурного интереса, ради веселья, удивления и восторга публики — это называется фантазия. Я умею так врать, вдохновенно и без повода. Благодаря этому таланту, я создал для твоих соревнований десятки произведений — рекламных роликов, фильмов, пресс-релизов, анонсов и отчётов (даже твой ник lauart придумал я). Трофи-рейд «Февральские Окна» стал культовым состязанием и в этом есть доля моего участия. Иногда я получал за это какие-то небольшие деньги, которых никогда не ждал и не просил.

Когда гражданин врёт корыстно, всё иначе. Он ждёт не аплодисментов и веселья, а прибыли. Он сеет серость и скуку, и небеса наказывают его за это. Врунишка рассказывает, что ничего не зарабатывает, а только тратит — «всё как есть на дорогу, на оборудование, совсем чуть-чуть на еду и чтобы показать прекрасную дикую природу людям...» — а небо щёлкает его по носу и отворачивается. Ему скучно.

О мотивации

Понимаю, зачем ты вдруг решил подать голос. Знаю, что заставляет «вписываться». Порядок приходов-расходов в этой отрасли мне знаком. Но, когда талантливый фотограф вдруг решает стать посредственным режиссёром и сценаристом, что-то надо подправлять в его голове. Пожалуй, для того и пишу я тебе, на одном дыхании, это искреннее и глубоко личное письмо.

Мы с тобой могли бы сделать ещё не один красивый и увлекательный фильм. У нас сложился редкий тандем, неплохого сценариста-режиссёра и способного оператора-постановщика. Такие редко встречаются в спортивной и экспедиционной  документалистике. Но, ты поставил точку.

Твоё право. Твой выбор.

Пусть будет так

Хочу, чтобы всё у тебя было хорошо. Не хочу, чтобы ты рисковал здоровьем и жизнью из-за чужих амбиций. Поэтому, постарайся не ходить в «экспедиции», в этой знаменитой, бывшей моей, группе «Разбушлат».

Позвони Валере Васютину. Послушай его рассказ о том, как его вытаскивали вертолётом МЧС, после того, как Валера забросил тебя на Юдому. Послушай внимательно и вдумчиво. Вспомни о том, что не ты прошёл Юдому, а Валера подарил тебе этот маршрут, сделав невозможное, забросив тебя одной машиной туда, куда и тремя не ходят, последние 20 лет. Уточни, почему он остался без спутниковой связи — обязательно. У Валеры хорошая память...

Вспомни, сколько беспомощных экипажей вы с Фризом вытащили с трасс наших внедорожных соревнований — и попробуй представить себя не эвакуатором, а Валерой Васютиным, сидящим на обрыве, над бушующими Тырами, без еды, медикаментов и связи. Пять суток. В то время, когда ты лихо «покорял» Юдому, снимая унылое кино для никого, принимая «по писяшечке» перед сном.

Если мои предостережения «мимо» — дерзай. Наверное, это всё, что я могу.

Нет, не всё

Сделаю тебе последний подарок. Чтобы неудобные вопросы не заставляли тебя краснеть и волноваться. Чтобы ты мог спокойно смотреть в глаза всем нашим, и сейчас, и дальше... —

я, Сергей Шинкарев, дарю тебе, Артуру Лаутеншлегеру, право на использование названия РАЗБУШЛАТ, применительно к внедорожным соревнованиям, фестивалям, любым спортивным акциям, а также общественным объединениям и группам товарищей.

С одним ограничением: без права передачи третьим лицам.

Получи. Пользуйся.

Артуру Лаутеншлегеру: 12 комментариев

  1. Денис ЧеГевара

    Все движется вперёд...
    Наклейки снимать не буду, ящерицу тоже. Майку с ПОСЛЕДНЕГО Разбушлата носить буду с удовольствием.
    Просто Разбушлат это теперь история, хорошая история, очень интересная, связанная с яркими воспоминаниями!!!!
    Сергей, спасибо за эти 10 лет фестивалей!!!!!!!!!!
    Перевернем страницу.
    Если пригласишь на следующие 10 лет новых событий, приеду с удовольствием! Обязуюсь вести себя хорошо! ;)
    Денис ЧеГевара, Анапа.

    1. C. Ш.

      Наклейки снимать не буду, ящерицу тоже. Майку с ПОСЛЕДНЕГО Разбушлата носить буду с удовольствием.

      Тоже верно. Есть что вспомнить, есть чем гордиться.

      Если пригласишь на следующие 10 лет новых событий, приеду с удовольствием!

      Приглашаю. Кажется, в ближайшие выходные. Сейчас уточняем. На Шахе!

      Обязуюсь вести себя хорошо!

      Взаимно обязуюсь!

  2. Олег

    Я его как юридическое лицо прекратил. Сильно дорого и бессмысленно. Ну а так он да. И знамя в машине.

  3. Олег

    О. Это хорошо. У меня был "Клуб Вездеход".

  4. Олег

    Слушай, а вот стесняюсь спросить, Майкопский клуб вездеход тоже с артуром как-то связан?

    1. C. Ш.

      Да, конечно, с 2011 года они, с Димой Фризом, являются учредителями ООО «ВЕЗДЕХОД». Артур Лаутеншлегер там Генеральный Директор.

  5. Роман

    Пошел снимать наклейки с автомобиля, РАЗБУШЛАТ уже не тот.

    1. C. Ш.

      Да, наклейки по настоящему жаль. Красивые получились.
      Не горюй, придумаем новые.

  6. Олег

    Вот блин. Я теперь к себе это название применять не буду. Кому сдать знамя?

    1. C. Ш.

      У нас тут тоже есть немного... Приедешь в гости, устроим торжественное сожжение стягов, в связи с расформированием подразделения. А пепел отдадим небесам, на ответственное хранение.

      1. Олег

        Пойду выложу из машины. Поставлена ещё одна точка. Надо чего-нибудь придумать свеженькое.

Обсуждение закрыто.