Перейти к содержимому

Река Лена от истока — часовня

Накануне вечером группа пыталась оценить свои силы и возможности, с учётом пройденной проверки перевалом. От нашей ночёвки до истока реки Лены никак не получалось менее тридцати километров. Принимая во внимание обширные заболоченные пространства, мы не укладывались в два дня, совершенно точно. Внезапно, к нам с напарником решила присоединиться Алёна. Что, в общем, должно было нас ускорить: по моему опыту, девушки на коротких дистанциях чаще мотивируют, чем наоборот. К тому же, перевал показал, что прёт она как торпеда — покажите цель и отпустите, дальше я всё сама...

Алёна на привале

В итоге, мы заложили на выход к истоку и возвращение три полных ходовых дня. Нам могла помешать только серьёзная непогода, о которой нас предупредили вчера на метеостанции. Но, рельеф позволял идти даже в сумерках, поэтому мы были уверены, что уложимся. Про встречи с медведями думать не хотелось.

30 июля, рано утром, мы вышли на исток. Максим и Сергей остались в базовом лагере, собирать и обкатывать катамаран, который никто ещё не видел в «боевом» состоянии. Причём, и тот, и другой имели о процессе стапеля самое приблизительное представление. Однако, прямо у избы находилось крохотное озеро, которое идеально подходило для испытаний.

— За три дня, методом проб и ошибок, они соберут идеальную конструкцию. Или не соберут... — успокоил я сам себя и забыл обо всём, кроме истока.

Первые полкилометра болота мы прошли со скоростью около километра в час. Противоположный берег был повыше, там сразу нашлась тропа. В первом же распадке она исчезла и мы снова оказались в болоте. Дальше выход наверх, множество звериных троп, поиски верного направления, скоростной участок и снова жижа по колено.

К истоку реки Лена

Некоторое разнообразие вносили карликовые джунгли, представленные зарослями ерника. Как оказалось, подлесок в этих местах такого качества, что уже через пару часов идти по нему напролом не хотелось.  Плотные брюки из рипстоп-ткани не помогали, ноги быстро превратились в сплошные синяки.

Тропа на исток реки Лена

Так интересно и незаметно прошёл день. После полудня солнце спряталось за плотной дымкой, где-то далеко разгоралась тайга. Изредка слышались раскаты грома, но подойти к нам непогода не решилась. Ближе к вечеру мы угодили в бездонное болото, которое нас изрядно вымотало: мы прыгали по кочкам высотой в полтора метра, время от времени исчезая между ними. После этой полосы препятствий все трое единодушно решили искать место для ночёвки. И немедленно обнаружили роскошный островок, который располагал к себе с первого взгляда. До истока оставалось около десятка километров.

Стоянка у истока реки Лена

Следующий день мало отличался от предыдущего, разве что чуть больше гудели ноги и чуть больше хотелось есть. Река постепенно превратилась в ручеёк  шириной несколько метров. Я преимущественно шёл по руслу, Алёна и Дима чаще выбирали берег. В полдень, как и планировали, мы выполнили нашу вторую задачу — вышли на исток реки Лена.

Исток реки Лена

В моей практике были сложные вершины, крутые перевалы и вообще много всего, крутого. Но стоя здесь, у крохотного болотистого ручейка, посередине бескрайней и унылой лесотундры я ощутил эмоции, для которых не могу подобрать слов. 31 июля я прожил один из самых ярких дней моей жизни.

Река Лена у истока

Через 4 400 километров этот ручеёк, теряющийся здесь в камнях, станет одной из самых больших рек мира и достигнет моря Лаптевых, в Северном Ледовитом океане. Бассейн Лены — почти два с половиной миллиона километров. Площадь дельты — 45 000 квадратных километров. А здесь и сейчас могучая река выглядит так, что взгляд не сразу находит её среди стланика.

Полдень на истоке Лены

Порывистый ветер возвращает нас к реальности. Погода портится, небо одинаково серое во все стороны света и мы отправляемся в обратный путь. Ночуем на своём проверенном островке, на следующий день удачно обходим самое глубокое болото, часто срезаем петли, которые рисует тропа — в общем, идём заметно быстрее, чем два дня назад. Можем даже  позволить себе провести ревизию ягодных мест.

Голубика на истоке Лены

В воскресенье, 1 августа, засветло возвращаемся в базовый лагерь, с опережением графика. Есть время отдохнуть, поделиться эмоциями и обсудить планы на завтра. Выясняется, что в наше отсутствие к избе приходил довольно крупный медведь, который начисто проигнорировал крики людей. И, после обхода своего участка, косолапый ушёл навстречу нам. По определению, которыми принято оперировать среди егерей, это был Хозяин — то есть, хищник, который контролирует определённый участок местности и он его никому не уступает. В том числе и людям.

— Такой не пропустит! — коротко охарактеризовал медведя Сергей. И это меня сразу насторожило. Но, тут я вспомнил, что мы уже пришли.

Единодушно сходимся в том, что нам очень повезло. Три человека на тропе, для такого зверя — скорее развлечение, чем угроза. С наступлением ночи засыпаем моментально, физически ощущая надёжность бревенчатых стен нашего пристанища.

Ночёвка в избе

Река Лена от истока — часовня: 6 комментариев

1. Сысоеы

К чему это словоблудие, Вы прекрасно понимаете о чём я виду речь. Но то ли у вас досада за то, что вам подсунули вместо истока Лены исток притока, то ли просто поговорить не о чем. А исток он и в Африке исток, один единственный. Люди всегда стремились к истокам, особенно те кто живёт на этой реке. Всегда есть желающие его посетить. Но когда им закрывают туда путь, а ещё вместо этого подсовывают суррогат, потому что так проще, это вызывает непонимание.

1. C. Ш.

Уважаемый, поспорьте с кем-нибудь другим. Мне неинтересно. Извините.

2. Сысоев

Зачем ходить по разным истокам, когда есть один и он обозначен на топографических картах и найден топографами задолго, когда там появился Трапезников.

1. C. Ш.

Зачем ходить? Затем, что хочется. Каждый руководствуется своими желаниями и возможностями. Не только при посещении истоков, а вообще — в жизни.

Может быть, есть смысл законодательно запретить людям посещать все подряд истоки, а разрешить только какие-то определённые? И вписать в этот закон, заодно, что если река начинается не на Западном склоне Байкальского хребта — не считать её великой.

3. Сысоев

Часовня это не исток Лены. Егеря в очередной раз развели доверчивых туристов. В районе часовни начинается Большая Лена, которая является левым притоком Лены. А настоящая Лена начинается как и положено великой реке, с ключа на Западном склоне Байкальского хребта. Туда нахоженной тропы нет, вот и зарабатывают работники заповедника на доверчивых туристах впаривая им это болото за исток.

1. C. Ш.

С этим терминологическим спором Вам надо к Трапезникову. Он тоже любитель поучить глупых людей вокруг.

Истоков Лены как минимум пять, все примерно равны по километражу, нахоженные тропы есть ко всем. И есть даже человек, который был на всех истоках и описал их. Документ в виде скана хранился на первой версии Скитальца, сейчас утрачен.

Кстати, ни егеря, ни заповедник с нас не взяли ни копейки.