Перейти к содержимому

Предела не достигли

Осенью 2013 года наша экспедиционная группа начала планирование очередного большого маршрута по российским рекам. Рассматривали Енисей, Амур и Лену. Остановились на последней. По сложности и масштабности подобных проектов у нас ещё не было, поэтому за организацию взялись основательно.

О масштабах и расстояниях распространяться нет особого смысла: река Лена десятая в мире по длине и восьмая — по расходу. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы оценить её размеры и мощь. На прохождение мы отвели себе полтора месяца.

 
экспедиция ЛЕНА 2014

О главных сложностях стоит сказать сразу: мы понимали, что на моторных лодках пройти дистанцию не просто, но особенно не добавляли уверенности мысли о выборе силовых агрегатов. Опыт наших путешествий по Дальнему Востоку и Крайнему Северу страны подсказывал, что топливо для задуманной экспедиции надо брать с собой. Около семи тонн...

Далее, начались длительные переговоры, поиски информации, сравнение моделей, переписка с реальными пользователями различных моделей двигателей. В итоге, за три месяца до старта, для трёх наших лодок мы выбрали моторы TOHATSU — абсолютно новые четырёхтактные агрегаты, линейки 2014 года. Они должны были поступить в официальную продажу в мае, практически, в день старта нашей группы.

Что повлияло на наш выбор? Опять же, опыт эксплуатации. В августе 2013 года мы три недели использовали двухтактную «пятнашку» этого производителя, в экспедиции по реке Алдан. Там и успели оценить неприхотливость и выносливость двигателя, особенно в части потребления топлива неизвестного происхождения и качества. А в этот раз, именно бензин и вызывал больше всего сомнений.

В первой трети маршрута, по территории Иркутской области, АЗС достаточно много, местные жители передвигаются активно, поэтому качество топлива, в среднем, нас устраивало. Далее, от Витима до Якутска, ситуация не выглядела радужной. Но, самый протяжённый участок, без заправочных станций, начинался после Якутска. А точнее, он тянулся от Жиганска до Тикси, почти на 800 километров.

Мы подстраховались, насколько возможно:

— разбили маршрут на этапы, от АЗС до АЗС;
— связались с местными жителями, в крупных населённых пунктах;
— выяснили телефоны и географические координаты заправочных станций;
— заручились поддержкой органов власти на местах.

Тем не менее, главный вопрос — выдержат ли моторы такую дистанцию — оставался без ответа. За ним мы и отправились в Тикси, стартовав из Иркутска 9 мая 2014 года.

 

по Ангаре в Байкал

 

Все три лодки, выбранные нами для маршрута, сошли со стапеля в Санкт-Петербурге. Самым маленьким в караване стал РИБ «Skyboat SB 460R», на него поставили мотор мощностью 40 сил. «Середнячком» пошёл алюминиевый «BERKUT L-DC», под самым мощным, шестидесятисильным TOHATSU. Флагманом выбрали РИБ ТехСудПром, которому специально для этой экспедиции на заводе дали название «SKYLARK». Ему достался мотор в 50 «лошадей».

Разумеется, лодки прошли доводку на заводских стапелях. Что-то делали по нашей просьбе, что-то изготовители меняли по собственной инициативе.  Перечислять всё нет смысла, но уже на этом этапе мы ощутили, что в экспедиции незримо участвуют десятки людей: сотрудники компаний-партнеров, от низшего звена до руководства, узнав о нашем замысле, взаимодействовали с нами, не считаясь с личными интересами. Пожалуй, точнее всего завершающий период подготовки можно охарактеризовать фразой «звоните в любое время».

Доставка новых моторов из Японии, погрузка в Питере, транспортировка их вместе с лодками в Иркутск, разгрузка и оформление документов — всё прошло точно в намеченные сроки. Специалисты компании «СУМЕКО» — дистрибьютора TOHATSU в России — выдали нам исчерпывающие рекомендации по эксплуатации и номера телефонов для экстренных консультаций. И группа отправилась в неизвестность...

Теоретически мы знали, что будет трудно. На практике оказалось немного иначе. То есть, иногда совсем не так, как знали. А местами — вообще, за гранью понимания.

Так, в селе Синск, где располагалась стратегически важная для нас АЗС, мы не смогли подойти к берегу.  Оказалось, местные жители выходят в Лену на своих лодках только в самую большую воду. Всё остальное время протоки замыты илом и песком, а земснаряды теперь в Синск не приходят. Село на берегу огромной реки — отрезано от неё.

Ещё любопытная деталь: в верхнем течении, от Жигалово до Усть-Кута, река Лена считается судоходной и на берегах установлены створы. Однако, идти по ним — самоубийство. Фарватер поменялся не один раз, судоходство давно остановилось за ненадобностью, дноуглубительные работы много лет не ведутся.

Другой парадокс: на некоторых АЗС нам отказывали в обслуживании, на том основании, что мы использовали пластиковые канистры. Доводы о том, что это специализированные топливные ёмкости, промаркированные изготовителем и сертифицированные в России, результата не давали. Из-за этого, дважды приходилось искать альтернативную заправку.

Пустяковая, на взгляд стороннего наблюдателя, путаница в названиях едва не завершилась крахом путешествия: в самой безлюдной части маршрута, между Жиганском и Тикси, по предварительной договорённости, нам заранее забросили бензин из Якутска, в село Сиктях. А мы просили доставить его в село Кюсюр, что на 190 километров ниже по течению Лены. По прибытию в Сиктях, группа провела съёмки на память, пообщалась с местными жителями и, практически на «сухих» баках отправилась в Кюсюр. Мы знали, что в крайнем случае, можем даже сплавиться до точки заправки. Теперь представьте наше разочарование...

Почти неделю потеряли, ожидая посылки с запасными винтами в Олёкминске. Изначально, она пришла в срок, но в упаковке оказался не наш груз. Кто-то в транспортной компании недосмотрел, перепутав пару слов в бланке. Пустяк, который обошёлся нам дорого, стал серьёзным уроком. После Олёкминска, мы навсегда усвоили: всё, что нужно для обслуживания техники, следует брать с собой, по максимуму.

Любая неучтённая мелочь, в маршрутах высокой автономности, приводит к потерям времени или денег. Иногда материальные издержки кажутся запредельными — например, бензин по 150 рублей за литр — но, в конечном итоге, время всё-таки оказывается дороже. Всегда.

Сейчас, вспоминая те невероятные полтора месяца движения по Лене, хочется написать огромную бесконечную книгу. Перечислить каждый перекат, на котором трещали корпуса наших лодок; сосчитать каждое бревно, каждую льдину, каждый камень, которые «охотились» на наши моторы; нарисовать тяжёлое оранжевое марево лесных пожаров, в котором исчезало яркое северное солнце; снова взлететь на гребень двухметровой волны и рухнуть вниз; передать тревожное ожидание того, что «вот сейчас всё».

Тревоги не сбылись. Экспедиционная группа «Разбушлат» дошла до острова Столб в устье Лены в запланированные сроки, завершив прохождение реки 8 июня. Через четверо суток, преодолев ещё полторы тысячи километров, караван окончательно финишировал в Якутске, в 8 часов утра по местному времени.

 
экспедиция по Лене
 

Как прошли дистанцию лодки?

На всех этапах путешествия, суда показали себя отлично. Разумеется, размерность говорит сама за себя: самым комфортабельным, за счёт габаритов и огромного двухсекционного тента, оказался РИБ «SKYLARK». Его же и грузили больше всех. Впрочем, «Беркут» брал груза почти столько же, но ему больше досталось на мелях. За металл мы переживали меньше, чем за пластик, и он шёл всегда первым, расплачиваясь за все наши навигационные ошибки. РИБ «Skyboat», помимо того, что шёл на равных с «большими», использовался разъездной лодкой, для быстрых перемещений во время стоянок и заходов в небольшие притоки.

Как прошли моторы?

Они прошли — и можно закончить на этом. Но, если не стесняться эмоций, надо признать: сложная смесь из удивления и восторга, не оставляет меня до сих пор.В Сиктяхе, чудом, местного жителя удалось уговорить продать нам, за какие-то сумасшедшие деньги, сотню литров бензина из неприкосновенных запасов. Мы спустились с канистрами в яму заброшенного поселкового морозильника, до пояса затопленного водой. В воде плавали ржавые двухсотлитровые бочки. Зубилом и молотком, высекая искры, хозяин вскрыл одну из ёмкостей. При свете фонарей,  налили из бочки что-то без запаха. На берегу, в солнечных лучах, мутное «что-то» оказалось нежно-рыжего цвета, как нефильтрованное пиво...Мы бы вернули этот бензин и потребовали бы назад деньги. Обязательно. Но, где-то в другой жизни. А в Сиктяхе жизнь была только одна. И бензин был только один. Без вариантов.

Впрочем, именно в этот момент, рядом с нами остановился трактор, на прицепе которого аборигены привезли свою бочку, для заправки своей лодки. У них на транце висел — не поверите — пятнадцатисильный двухтактный TOHATSU. Из бочки, в бак, на наших глазах, они принялись переливать нечто, бурого цвета. Их бензин был похож на нефть, разбавленную керосином. И тогда мы поняли — варианты есть и наш вариант не худший.

Итоги

Мы берегли моторы и лодки, как могли. Но, в таком сложном маршруте, на такой рекордной дистанции, определение «берегли» становится весьма условным. Технические средства подверглись жесточайшим испытаниям, по целому ряду объективных причин. Проще говоря: мы выжимали из них максимум, эксплуатируя на пределе возможностей.Предела не достигли. Железо, пластик и люди оказались одинаково живучи. Значит, можно двигаться дальше.

Автор Сергей Шинкарев.

 
сплав по Лене

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *