Перейти к содержимому

Переезд в Грузию в 2022 году

Два месяца назад я вернулся из этой страны и пишу отчёт для тех, кто планирует переезд в Грузию. В 2022 году планировать что-то в России сложно, но как-то надо искать выход из сложившейся ситуации, поэтому, далее всё в подробностях, с точки зрения россиянина, впервые побывавшего в Закавказье. Это уже заграница, но она всё ещё доступна без визы, по загранпаспорту.

Как въехать в Грузию из России

Для граждан РФ без специальных подтверждений, сухопутная дорога через границу закрыта. То есть, Верхний Ларс доступен только тем, у кого есть в Грузии работа, близкие родственники, бизнес, недвижимость, ВНЖ или имеется вызов на лечение. Перечисленные варианты (часть из них) можно было оформить заранее, через посредников в Грузии (в основном, это бывшие россияне). Например, популярным решением было подтверждение о наличии работы или бизнеса в Грузии. Но, так было до 24 февраля. Как сейчас — надо узнавать.


Обновлено 11 марта 2022 года

Все рейсы Turkish Airlines и Pegasus из России отменены, теперь через Турцию прилететь невозможно. Ранее отменены все рейсы между Азербайджаном и Россией. Из более-менее приемлемых, понятных и сравнительно быстрых авиационных маршрутов для переезда в Грузию, остался только Минск (Georgian Airways снова запустила рейсы из Тбилиси в Минск, пока до 25 марта), Ереван и, как ни странно, Казахстан.

Вместе с тем, россияне стали чаще использовать наземный вариант, с пересечением границы на автомобилях, через КПП Верхний Ларс. Для этого заранее составляют договор найма с грузинскими или армянскими предприятиями. Успех не гарантирован на 100%, потому что российские пограничники устраивают продолжительные допросы опросы  о деталях сотрудничества, задают множество уточняющих вопросов и вообще прямо заявляют, что «всё это липа, мы вас не выпустим». Тем не менее, есть реальные примеры последней недели, когда люди выезжали. Время прохождения контроля на российской стороне — 6 часов. На грузинской стороне — 15 минут.

Переезд в Грузию в 2022 году


Примечание: вообще, всё описанное здесь актуально на момент «до 24 февраля». С этой переломной точки межгосударственные отношения России с остальным миром меняются непредсказуемо и быстро.

Самый популярный маршрут сейчас — самолёт из России в Ереван, далее ночной поезд в Тбилиси или дневные маршрутки. Второй вариант — самолёт в Стамбул, далее самолёт в Тбилиси или Батуми. Я выбрал первый вариант, потому что живу в Сочи и в Ереван отсюда летает прямой рейс, 50 минут в полёте. Через Стамбул было на треть дороже, к тому же мой знакомый за месяц до моей поездки застрял в Стамбуле на трое суток, просто из-за переноса рейса Turkish Airlines. Кроме цены, сыграл роль и тот факт, что я прилетал в Ереван прямо к вечернему поезду на Тбилиси, отлично в нём высыпался, а утром свеженький как огурец, садился в двухэтажный немецкий поезд в Тбилиси, чтобы на нём комфортно уехать в Батуми.

Примечание: поезд Ереван — Тбилиси из советского прошлого, ходит через день, движется со средней скоростью 20 километров в час, сервис соответствующий. Продажи билетов online нет. Билет можно купить за 40 дней до поездки.

Надо сказать, что планирование рисков — не самая сильная моя черта. Самолёт из Сочи задерживали 6 раз, вылетел я на 7 часов позже. Больше часа заняло прохождение паспортного контроля в Ереване, таким образом в 6 часов утра я оказался на автовокзале Еревана и на первой маршрутке отправился в Тбилиси. Автовокзалов в Ереване три, в Грузию маршрутки уходят с Central Bus Station.

Важно помнить: любые сервисы, с которыми сталкивается путешественник в Армении, находятся в зачаточном состоянии. Например, ещё в России я нашёл сайт, который предлагал купить online билет на «комфортабельный междугородный автобус» из Еревана в Тбилиси. Билет купил, не особо надеясь на успех, а скорее чтобы проверить этот вариант. Через три дня деньги вернулись на карточку.

Уже в Ереване, в кафе, местный житель рассказал, что никаких автобусов, кроме минивенов, в Тбилиси не ходит. Большинство из них это Mercedes-Benz Sprinter, как ни удивительно, довольно свежие. Но есть и раритеты, например Volkswagen Transporter 1991 года выпуска, на котором я возвращался обратно, из Грузии. Парадокс: в Мерседесе было жутко холодно, печка не справлялась, по салону гулял ветер. Зато Транспортёр, насквозь пропахший солярой, оказался вполне комфортным.

Что касается времени в пути, то оно зависит от водителя и его личных дел. Дорога туда заняла девять часов, потому что водитель по пути должен был купить вина, кур и проведать родственников. Обратно мы доехали за семь с небольшим часов.

В Тбилиси я был уже совсем поздно, учитывая что конечной целью моего путешествия был Батуми. Хаоса добавляла ещё и предпраздничная суета, поэтому в Батуми я выехал на очередной маршрутке, тоже Sprinter, в 15:30. Стартовал с автовокзала Дидубе, который может шокировать неподготовленного путешественника. Это четыре автовокзала, рынок и вообще центр цивилизации. Странно, что я там не встретил цыган с конями... Но, таксист уверенно сказал, что только на Дидубе есть шанс успеть найти маршрутку на Батуми и уехать сегодня. Он был прав: ожидание отправки составило 15 минут.

Если с графиком всё в порядке и можно выехать из Тбилиси ранним утром — как я и планировал — то наилучшим способом путешествия в Аджарию является поезд. Двухэтажные немецкие Штадлеры ходят в Батуми ежедневно, независимо от сезона. Купить билеты можно на сайтах railway.ge, tkt.ge, biletebi.ge, matarebeli.ge, через приложение Georgian Railway Tickets или на вокзалах в кассе.

Также, неплохой вариант — автобусы, которые идут из Тбилиси в Турцию и даже в Грецию. Комфортабельные двухэтажные Неопланы уходят с автовокзала Ортачала.

Несмотря на неказистый внешний вид панельного здания советских времён, автовокзал довольно функционален, если так можно говорить о сервисе, который никому ничего не должен: не смотрите на расписания, не ждите выполнения должностных обязанностей, привыкайте не спешить и разговаривайте. Во-первых, это всё рано придётся делать, потому что Грузия живёт в своём особенном ритме. Во-вторых, всё равно все куда-то в итоге уедут...

В здании автовокзала есть гостиница, номера приемлемые для того, чтобы провести ночь перед выездом. Перед зданием автовокзала есть небольшая турецкая столовая, явно неплохая, потому что там завтракает постоянный контингент, в том числе водители (а они второй раз в плохое место не зайдут). Кофе сварят везде, даже в кассе, пока выписывают вам билет. На площадке с автобусами есть ларёк, на котором написано или «кофе», или «кафе». Там печёт пироги русская женщина, которая уехала из России 20 лет назад. Обязательно передавайте ей привет от Сергея из Сочи. Она, кстати, задала мне неожиданный вопрос:

— А что случилось в России? Почему все так резко поехали к нам?

До 24 февраля оставалось два месяца...

В Батуми я прибыл за полчаса до наступления Нового Года. Дорога от Тбилиси оказалась значительно хуже моих ожиданий — во многом из-за положительных отзывов, которые прочел заранее. Да, её активно ремонтируют и есть скоростные участки, но в целом олимпийское дорожное наследие, которое пока ещё не развалилось в Сочи — это просто другой уровень. С другой стороны, есть адовая трасса Тбилиси — Ереван. На армянской стороне она выглядит как остатки дороги и напоминает о войне на каждом повороте (ещё один аргумент в пользу путешествия поездом).

Следует учитывать, что россиянам запрещает пересекать сухопутную границу с Грузией российское правительство. То есть, со стороны Грузии для россиян ограничений пока нет. Однако, наплыв эмигрантов из РФ такой, что становится всё более похож на гуманитарную катастрофу. По моим оценкам, число переселенцев из России сейчас сравнимо с числом беженцев из Украины. Вероятно, власти Грузии будут вынуждены ввести ограничения — визовый режим — в ближайшее время.

Переезд в Грузию в 2022 году


Обновлено 17 мая 2022 года

Правительство России отменило коронавирусные ограничения на пересечение сухопутной границы с Грузией. Для выезда по этому направлению больше не требуются основания. Для пересечения границы нужен сертификат вакцинации (подойдут любые двухфазные вакцины) или ПЦР-тест не старше 72 часов. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.05.2022 № 1175-р.


Карты, деньги, платежи

У меня была мультивалютная карта Tinkoff, её наличие снимало все проблемы в этой части. В приложении открываем два счёта, в армянской и грузинской валюте, заранее конвертируем какое-то количество денег и расплачиваемся картой. Так было до 5 марта. Теперь картой, выпущенной в России, нельзя расплатиться за рубежом и наоборот, если карта выпущена за рубежом, то в РФ она не работает. Это справедливо для Visa и Mastercard. Экзотику типа МИР не использую.

Для Армении рекомендую иметь наличные рубли, ими можно было расплатиться везде по маршруту моего следования: аэропорт, автовокзал, кафе, магазины, отели. Не взяли русские деньги только в одном кафе, там девушка вообще с трудом говорила, подозреваю что и считать она не умеет.

Таким образом, в Грузии сейчас надо открывать счёт или тупить с наличными, постоянно пересчитывая ценники и уточняя суммы. Счёт открывается за полчаса, но есть нюанс... По состоянию на 2 марта, второй крупнейший банк страны TBC Bank стал отказывать россиянам в открытии счетов для физических лиц. Главный банк Грузии — Bank of Georgia — пока никаких ограничений не вводил, кроме подписания бумаги с осуждением действий России.

Главный вопрос: как получать деньги в Грузии, если работаешь в России? — был актуален до 24 февраля. Теперь работы в России не осталось и одной проблемой меньше. Даже если с работой всё в порядке, отправлять деньги за рубеж можно только близким родственникам. Перевести зарплату нельзя. Ждём ответного шага от теневых финансистов-контрабандистов.

На автовокзале Дидубе в Тбилиси мне впервые потребовалась наличность, для оплаты проезда до Батуми. Это было неожиданно. Но диспетчер (парень, который приводит пассажиров к водителю) и водитель хором сказали мне: подождём! — и я пошёл искать банкомат. Он был рядом, в очереди стояло 5 человек, один из них пытался пролезть вперёд (как я подумал) и говорил мне что-то на грузинском языке. Я ответил не особо вежливо и по-русски. Оказалось, он немного знает русский язык и хотел сказать мне, что пропускает меня. За этот эпизод мне неловко до сих пор...


Обновлено 5 апреля 2022 года

Банк Tinkoff объявил о возможном выпуске карт китайской платёжной системы UnionPay — её принимают 190 стран мира. Одиннадцать банков в России уже выпускают эту карту, среди них «Россельхозбанк», банки «Восточный», «Солидарность», «Приморье», «Зенит», «Санкт-Петербург». Все перечисленные либо под санкциями, либо не вызывают доверия.


Цены

С зарплатой 1 000 долларов США в месяц в Грузии можно жить не то чтобы сильно хорошо, но без особых проблем. Критерии качества жизни здесь обсуждать не будем, но такой ежемесячный доход типичен для грузинского среднего класса. Я бы сказал, для класса «средний плюс».

По состоянию на январь 2022 года, цены на продукты в магазинах отличались от Сочи незначительно, причём как в одну, так и в другую сторону. Цены на рынках — примерно также, если говорить про фрукты, овощи и всю остальную сельскохозяйственную продукцию. Промышленные товары не анализировал, но учитывая близость Турции, вряд ли они были выше российских цен. Аренда жилья была ниже сочинской в полтора-два раза. Кафе и рестораны — дешевле на 30-50%. Яндекс-Такси обходилось в какие-то смешные деньги. Общественный транспорт ещё дешевле (9 или 11 рублей через весь Батуми), но сейчас тариф подняли вдвое.

Чтобы не вдаваться в детали, подведу итог в этой части: для приезжего из России всё было очень недорого. Ключевое слово «было».

Интернет и мобильная связь

Сначала о российских мобильных операторах: если вы не особо разбираетесь в настройках мобильных телефонов, удалите из устройства сим-карты отечественных «опсосов» сразу после взлёта. Иначе, можно потерять деньги просто на обмене служебным трафиком, о котором вы узнаете, когда будет заблокирован счёт.

Международный аэропорт «Звартноц» удивит вас бесплатным Wi-Fi без пароля. Настраивается он по хитрому алгоритму, поэтому я подошёл к сотруднице полиции, которая всё сделала мгновенно, улыбнулась и пожелала мне хорошего дня. Каждые полчаса Wi-Fi отваливается, чтобы показать рекламу. В итоге, я сел рядом с кафе, в котором нашёл самый сильный сигнал, а его сотрудники дали мне доступ.

В приложении Яндекс Такси вызвал машину и оплатил безналом, с привязанной карты. Надо сказать, что при всех моих стараниях выглядеть бомжом, местные таксисты безошибочно определили во мне русского золотопромышленника, озабоченного вывозом капитала за границу. За пару часов, которые я провёл в здании аэровокзала, они озвучили мне все самые выгодные варианты путешествия куда угодно. Эта навязчивость будет преследовать вас повсюду, в том числе и в Грузии. Поэтому, уделите внимание установке всех необходимых приложений заранее. Настройте, привяжите карточки, проверьте работоспособность.

На автовокзале Еревана можно было расплатиться картой и наличными. Я отдал 1 000 рублей, через 10 минут мы выехали в Тбилиси. С момента выезда из аэропорта «Звартноц» интернет и мобильная связь стали для меня недоступны. Именно так я и планировал, отчасти чтобы проверить, будет ли связь в дороге; отчасти от лени, чтобы не возиться с сим-картами.

Далее, по дороге, практически на всех остановках был доступен Wi-Fi — разумеется, бесплатный и без паролей. Я ещё несколько дней удивлялся этому факту, по инерции, не желая признавать тот факт, что приехал в другую цивилизацию.

Последняя точка связи — за несколько километров от границы с Грузией, в селении Ахтанак, где работает магазин и кафе у дороги. Следующий Wi-Fi будет на границе, но он обычно недоступен.

В Тбилиси у меня не было времени на покупку сим-карты, поэтому я нашёл ближайший Wi-Fi в отеле, названия которого не запомнил, вызвал такси и помчался на автовокзал Дидубе. Там едва успел сесть на последний микроавтобус. Таким образом, до самого Батуми снова остался без связи. Выходить на остановках вообще не хотелось, потому что в дороге я провёл уже почти сутки. И телефон меня интересовал всё меньше, с каждым часом...

В Батуми дошёл до первого кафе — примерно 300 метров от остановки — впервые за сутки поел, вызвал такси, позвонил арендодателю и поехал на квартиру. Хозяин жилья ждал меня у въезда во двор, зная, что я буду без связи. Так я добрался до постоянного и быстрого Wi-Fi.

Как оказалось, бизнес бизнесом, а праздник это святое. Официальный офис Magti (он же Magticom) в Батуми открылся только третьего января. Покупать карточку noname я не стал, поэтому два дня гулял по Батуми без стабильного интернета, от одной точки доступа до следующей. Затем купил самый обычный тариф, с безлимитным интернетом.

Таким образом, даже без сим-карты, в городах Грузии можно оставаться на связи. Для работы недостаточно, для личных целей — вполне.

В Армении сложнее, потому что покрытие оставляет желать лучшего. Неприятное открытие ожидало меня на обратном пути: на автовокзале Еревана я не смог найти вообще никакого открытого Wi-Fi. И даже в здании с наклейкой (это была столовая) мне сообщили, что сети нет. В итоге, нашёл неподалёку хороший Mojo Club Restaurant, отлично поел, успел немного поработать и вызвал такси прямо к дверям.

Аренда жилья в Батуми

Для начала, следует использовать Airbnb, чтобы свести к минимуму риски: а вы меня не так поняли, уже подорожало, нужен задаток, у нас ещё не съехали и тому подобное...

Если приехали в зимнее время, готовьтесь к тому что будет холодно, сыро и неуютно. Это повсеместная проблема для бюджетного жилья. Если комфорт на первом месте, ищите квартиру, которая отапливается газом. И обязательно смотрите на даты отзывов. Если нет оставленных в декабре-феврале, лучше не рисковать.

Затем можно приступать к поискам долгосрочной аренды и здесь крайне важны рекомендации. Если у вас совсем нет знакомых, которые могут что-то подсказать, читайте социальные сети. Там можно собрать хоть какую-то информацию об арендодателе. Либо обращайтесь к риэлторам (маклерам) и перекладывайте риски на них. Как бы странно ни звучало, Грузия в этой части (ведение бизнеса) — нормальное правовое государство. И с законом в этой стране всё хорошо (относительно России). А ещё немаловажный фактор, который играет в обе стороны: это крохотная страна. Дурная слава в Грузии бежит впереди человека. С плохой репутацией бизнес не поднимешь.

Из важных нюансов, следует учитывать:

  • любая близость к кафе, ресторану, клубу — большой минус, о котором вы узнаете только летом;
  • солнечная сторона не спасает стены от плесени, смотрите на толщину стен и наличие нормального отопления;
  • снимать дом в пешей доступности от центра Батуми будет дорого, если нужен именно дом — придётся искать в пригородах;
  • чем ближе к морю, тем дороже и не факт, что уютная улочка, где вы сняли квартиру зимой, будет такой же уютной и летом;
  • вид на море, если раньше у вас его не было, имеет значение в первый год, дальше ценности меняются;
  • если окна выходят на котлован или фундамент, через пару месяцев жизнь может стать невыносимой;
  • Батуми перенаселён и все проблемы, связанные с этим, вы обнаружите только летом.

Впрочем, всё перечисленное неважно, если приходится бежать. Для многих людей сейчас любой уголок Грузии покажется раем.

Памятка для переезжающих в Грузию

Документ составлен Тбилисской школой социальных исследований — независимой исследовательской организацией, в офисе которой работает библиотека, где доступны более двух тысяч книг и альбомов по истории Грузии, её культуре, визуальным искусствам и архитектуре.

Памятка для переезжающих в Грузию

Минусы жизни в Грузии

На первое место я бы поставил геополитические риски, а точнее, зависимость от России. О ней практически никто не пишет, фокусируясь на собаках, мусоре, менталитете и прочем. Всё это можно обсуждать, но глобальная проблема одна и она не зависит от населения Грузии. Страну почти полностью контролирует Кремль через российский бизнес. Россия является вторым по величине торговым партнером Грузии как по экспорту, так и по импорту.

Сейчас в Грузии работают такие крупные российские компании как энергетическая «Telasi» (РАО ЕЭС), топливные Gulf (Роснефть) и Лукойл (147+61 АЗС), телекоммуникационная Veon (Билайн), YandexTaxi, IDS Borjomi (АльфаГруп), Sputnik Georgia (финансируется Russia Today) и другие.

В 2021 году:

  • торговый оборот составил более $1,6 млрд, что на 23,2% больше, чем в 2020 году;
  • денежные переводы из РФ в Грузию — 411 млн.$ (17,5% от общего числа);
  • въехало 213 тысяч посетителей из России (11,3% от общего числа).

Из РФ в Грузию :

  • объем закупок бензина и дизтоплива составляет 31,1% от всего импорта;
  • импорт электроэнергии, рекорд десятилетия — 1,4 миллиарда кВтч;
  • объём нефти и газообразных углеводородов увеличился на 165,4%;
  • природный газ — 23% рынка, здесь Грузию выручает Азербайджан;
  • первое место по импорту муки;
  • 94% рынка пшеницы.

Из Грузии в РФ:

  • 63 млн. бутылок вина (60% от всего объема экспорта);
  • 71,5 тысячи тонн ферросплавов на 172 млн.$;
  • минеральные и пресные воды на 72 млн.$;
  • 26 133 тонны цитрусовых.

Возможно, выглядит безобидно, пока это просто цифры. Но, любые экономические потрясения в России сказываются на Грузии, в кратных масштабах. Вот самые показательные цитаты из экономических новостей, только за один февраль месяц 2022 года.

За последний месяц цены на топливо в Грузии выросли на 20%.

В Грузии большая нехватка сжиженного газа. По заявлению главы ассоциации сжиженного газа Ники Хоперия из-за снегопада и закрытия границы с Россией ощущается дефицит продукции. «К сожалению, мы полностью зависим от России по импорту сжиженного газа, и проблема сейчас на Ларсе. Дорога была закрыта из-за сильного снегопада, на границе 9-километровая очередь автомобилей. Вероятно, такая ситуация сохранится до конца месяца».

Россия с 15 марта по 30 июня возможно запретит экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. В январе страна закупила из РФ 250 тысяч тонн пшеницы и 133 тысячи тонн кукурузы. Грузия стала одним из основных покупателей российского зерна: 94% экспорта пшеницы в Грузии идёт из России, также она является лидером по вывозу кукурузы и муки. Стране будет необходимо искать новые рынки, чаще всего называется Казахстан и при этом вырастет цена.

Молочные продукты в Грузии в ближайшее время подорожают на 15-20%. По словам владельца молочной фермы «Кварельский питомник» Лаши Папашвили стоимость вырастет в ближайшие 3-4 месяца. Причин несколько: закрытие российского рынка, который является основным источником экспорта пшеницы (94%); хозяйство существенно зависит от импорта кукурузы и ячменя, которые ввозится из России и Украины; увеличивается цена топлива, при этом транспортировка затруднена из-за непогоды (дорога из России через Верхний Ларс).

Стоимость продуктов питания в Грузии может вырасти на 20-50%. Ива Чкония, глава ассоциации дистрибьюторского бизнеса Грузии, сообщил, что существенное повышение цен неизбежно. Рынки России и Украины занимают в стране лидирующие места и заменить их фактически нереально. Только затраты на логистику, необходимые для импорта с европейских рынков, дороже на 50%.

Цены на мебель и изделия из дерева в Грузии в ближайшее время вырастут на 20%. Согласно заявлениям представителей мебельного кластера, сырье из России, Беларуси и Украины занимает более 20% нашего потребления. Импорт из этих стран будет долго закрыт, а новые (Китай, Румыния, Болгария) сложнее по логистике и дороже.

За 2021 год 87,7% поставок подсолнечного масла составлял экспорт из России. На третьем месте по экспорту была Украина.

21% годового объема продаж компании «Tbilvino» (один из крупнейших производителей и экспортеров грузинского вина) приходится на российский рынок ( в апреле 2022 года компания приняла решение об отказе от поставок в Россию).

Грузия потеряет в 2022 году более 1 млрд$, а экономику ждёт неминуемый спад из-за войны в Украине. Эту информацию сообщил председатель парламентского комитета по финансам и бюджету Ковзанадзе.

То, о чём бесконечно говорит чудаковатый экс-президент Саакашвили, теперь выглядит действительно угрожающе: Грузия незаметно утратила свой экономический суверенитет. Один жест капризного человека в Кремле — и не надо никакой войны... И да, Новодворскую, в своё время, тоже многие считали странной женщиной с нелепыми фантазиями.

Это была экономика. А теперь исключительно политика.

На второе место я бы поставил риски вооружённых конфликтов. Южная Осетия и Абхазия сегодня являются плацдармами, откуда в любой момент может начаться очередная «денацификация». Особенно с учётом грядущего вхождения ЮО в состав России и отказа российского государства от соблюдения каких-либо международных обязательств. Ещё одна цитата недельной давности:

По словам президента фактически самопровозглашенной республики Бибилова, референдум пройдет в ближайшее время и Южная Осетия может войти в состав России как отдельный субъект, а затем объединиться с Северной Осетией в один регион — Алания. Это намерение уже поддержал назначенный Путиным, глава Северной Осетии Сергей Меняйло.

От границы Южной Осетии до Тбилиси чуть более сорока километров. С юга Грузия граничит с Арменией, которая зависит от РФ настолько, что фактически является её колонией и на её территории тоже размещаются российские военные базы. Помня о том, что в Грузии до сих пор не запрещено вещание федеральных российских телеканалов, можно сделать вывод, что «хороший ужин готовят долго и на малом огне».

На этом фоне остальные минусы выглядят довольно бледно. Перечислю в порядке убывания значимости.

  1. Кадровый голод везде, кроме торговли и общепита. Во всём заметна нехватка руководителей среднего звена. Насчёт высшего не берусь говорить уверенно, но если бы топ-менеджмента хватало, то и среднее звено выросло бы за пару-тройку лет.
  2. У правительства нет внятной программы добровольной ассимиляции мигрантов, включения их в грузинское общество. У приезжих нет стимулов к изучению грузинского языка (довольно сложный, кстати), истории, культуры. Они остаются пассивной частью населения страны. И это ещё одна мина замедленного действия под хрупкий мир, который когда-то успел выстроить Саакашвили.
  3. Мусор повсюду, его не замечают, никто не обращает внимания, когда из окна машины на обочину летит стакан или бутылка. Обочины трасс вообще выглядят жутковато. Берега ручьёв увешаны гирляндами полиэтиленовых пакетов, которые рвутся и висят на кустах лентами. Что-то подобное я видел 20 лет назад в Турции.
  4. Цифровые услуги и IT-сектор в зачаточном состоянии. Это странно, учитывая вполне приемлемые налоги и хорошее проникновение интернета.
  5. Игнорирование правил и законов в некоторых сферах жизни, особенно в части соблюдения ПДД. Мимо полиции можно проехать по встречной полосе и сотрудник отвернётся.
  6. Регулярные отключения воды и электричества, а иногда и магистрального газа. Особенно страдает от этого Аджария и её столица, Батуми.
  7. Общественные пространства целенаправленно создаются для туристов, о местных жителях никто особенно не задумывается.

Отдельное примечание: грузинский менталитет, или как говорят некоторые — лень, инертность, необязательность, пофигизм — я не считаю минусом. Таков ритм жизни во многих странах и к нему надо привыкнуть. Для меня и некоторых моих знакомых, это скорее плюс.

Полезные ссылки

Получение и восстановление гражданства

Получение ВНЖ

Полезные мобильные приложения для жизни в Грузии

  • Приложение "112" c экстренной кнопкой для вызова полиции или скорой: iOS \ Android
  • Афиша, концерты, мероприятия, билеты: iOS \ Android
  • Такси Bolt для iOS \ Android
  • Такси Maxim в Батуми и Кутаиси: iOSAndroid
  • Метро и автобусы в Тбилиси: Tbilisi Public Transport: iOS \ Android 1 \ Android
  • Сервис доставки еды и продуктов Wolt: iOS \ Android
  • Сервис доставки еды и продуктов Glovo: iOS \ Android
  • Сервис доставки еды и продуктов Bolt Food: iOS / Android
  • Приложение зональной парковки Tbilisi Parking: iOS / Android
  • Поиск специалиста или услуги profy.ge: iOS / Android
  • Мобильный оператор Magti: iOS \ Android
  • Поиск товаров б\у MyMarket: iOS / Android

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *