Перейти к содержимому

Папай Трофи 2009: итоги

Окончательно завершены подсчёты результатов третьего этапа Чемпионата юга России по трофи-рейдам. Неделя понадобилась для сбора и обработки информации в зачётной категории "туризм": впервые, в этом сезоне нашего Чемпионата, - нереально, неожиданно, непреодолимо тяжёлой категории. О печальной судьбе "туристов" на "Папае" пойдёт речь ниже, а пока - общие выводы.

Новый Папай

"Папай" вперые за шесть лет проходил в общем формате этапов Чемпионата. То есть, организаторы этапа отвечали за постановку трасс и организацию работы базового лагеря. Техкомиссии, судейство, подсчёт результатов осуществлялись единой судейской бригадой в присутствии наблюдателей от пяти клубов - организаторов Чемпионата. Кроме того, "Папай" впервые подчинялся единым техническим требованиям к автомобилям-участникам.

В этой связи следует отметить, что гонка удалась. Опасения, что самые имиджевые и прославленные внедорожные соревнования Северного Кавказа, утратят свою привлекательность, оказались напрасными. Несмотря на отмену предыдущего этапа, общий кризисный фон в стране и прочие проблемы, категория "спорт" традиционно собрала сильнейшие экипажи юга России. В "стандарте" появилось неожиданно много новых лиц. И лишь в "туризме" участников оказалось меньше десятка. Видимо, они знали...

Категория "спорт"

Коротко о гонке, в порядке возрастания сложности. В категории "спорт" народ просто гулял. Уровень подготовки машин и экипажей настолько высок, что первый СУ протяжённостью в 100 километров, заставил лидеров винчеваться 5-7 раз, по 3-5 метров . В этих условиях решающими обстоятельствами стали клиренс, надёжность узлов и мастерство ориентирования.

В части надёжности не повезло большинству. "Барс" Баландиных лишился генератора и выбыл из гонки уже на первом СУ. Хотя, справедливости ради, заметим: не столько по непреодолимым обстоятельствам, сколько по желанию экипажа. Который обкатывает на этапах Чемпионата новейшие технические решения, с прицелом на серьёзную перспективу.

Новороссийцы Михайленко - Абионян на "Рэнглере" ошиблись с размером колёс. По большому счёту, машина более соответствовала "туристическим" размерам, чем "спортивным". И она каким-то чудом финишировала на СУ1. С оторванными передними амортизаторами, срезанной проушиной крепления рессоры к раме, провёрнутым чулком переднего моста. Сход.

Техника непоправимо подвела ещё несколько экипажей, которые готовы были оказаться в числе победителей. Среди них особенно заметен сход краснодарских Близнецов (Орлов - Григоров). Также не смог полноценно вести борьбу экипаж Туркин - Бухтияров (Новороссийск). Жёлтый прототип экипажа Курбатов - Долиновский крайне неудачно "прилёг" на первом СУ воздухозаборником в реку, получив гидроудар. Машина пришла в БЛ своим ходом, на 1,5 цилиндре, была вылечена "наложением рук" и продолжила гонку. Однако, высокого результата экипаж показать уже не смог.

Талантливые дебютанты Чемпионата, сочинцы Папазян - Роганян, впервые проехали подобный марафон, получили бесценный опыт, но не смогли составить серьёзную конкуренцию более опытным соперникам. Особенно, в части ночного ориентирования. И здесь следует вспомнить о легенде, которая по свидетельствам участников, "не билась" на треть (по словам лидеров СУ1 - на одну десятую часть). В данном случае, не так важно - на сколько она была ошибочна. А важно то, что ветераны "Папая" были к такой легенде готовы.

К сожалению, не смог показать настоящей борьбы экипаж Рябченко - Бойченко из Северской, на уникальном, только что построенном прототипе "Леший". Машина весом 2,6 тонны строилась в расчёте на самые безжалостные условия эксплуатации. Однако, собранный на шасси "Пинцгауэра" прототип не успел пройти полноценные ходовые испытания, поэтому его доводка происходит по принципу "здесь и сейчас". На СУ1 "Леший" остался без гидроусилителя, экипаж сумел вернуть его в строй, показав шестой результат, но... лишь на заключительном СУ.

Совсем немного до третьего места "не доехали" сочинцы Нагулян - Минаков. Технические проблемы начались практически со старта и продолжались до завершения гонки. В таких случаях говорят - привезли машину на себе. Но, особенно критичным для экипажа стал сход на первом СУ. И даже второе место на СУ2 ситуации не исправило.

Также, из-за проблем с железом, по одному СУ "слили" экипажи Отрошко - Бойко (Новороссийск) и Пиньковский - Зейтунян (Сочи), которые в итоге, разделили третье место. Оба экипажа впервые едут в Чемпионате юга России и показывают неплохие результаты. Настолько неплохие, что по результатам двух этапов каждый из них может претендовать на призовые места в Чемпионате. Особенно новороссийцы, удивляющие своим беспредельным упорством. В то же время, сочинцы:

    - на технически устаревшем автомобиле;
    - не имеющие опыта многоэтапных соревнований;
    - абсолютно не знающие местность;
    - и взявшие на "Папае" третье место;

- сами по себе в некотором роде сенсация. На СУ1 они уверенно обошли два местных экипажа, в том числе лидеров из Геленджика. Если тенденция сохранится, нас ждёт интереснейшее противостояние на следующих этапах Чемпионата.

А за победу бились "монстры". С одной стороны, Калайджян - Саркисян (Сочи), с другой Логунов - Херуимов (Геленджик). Оба экипажа ехали на механизмах, мягко говоря, не совершенных. И если некоторое техническое превосходство машины Ашота на марафонских дистанциях известно, то длиннобазный УАЗ из Геленджика в таком поединке хорош только теоретически. Но, будем считать, что разница минимальна и обратимся к экипажам. Сочинский штурман в этой гонке дебютировал - а "Папай" не самое весёлое место для учёбы. Геленджик, наоборот, выставил на гонку экипаж в составе двух штурманов - причём, признанных авторитетов в отрасли. Видимо, они знали...

Совершенно уникальная победа дуэта Калайджян - Саруисян (Сочи), вероятно, ещё будет предметом научных исследований. Потому что, легенда на втором и третьем СУ "не билась" наполовину и даже больше. Каким образом Ашот, с новичком-штурманом, объехал опытных местных "волков", пока остаётся загадкой. Тут в деле и железо, и стаж, и немного судьба...

Кстати, о судьбе: в ночь с субботы на воскресенье, у штабной палатки происходит разговор о том, что нужно вытащить на поляну обездвиженную машину из "спорта". Цена вопроса - 500 метров, но подойти может только "спорт". Ашот Калайджян кряхтит, вспоминает что "вот уже ведь уходил спать ..." и заводит свой "газон". Начинается эвакуация, в 4 часа ночи, за четыре часа до старта на СУ3 - решающий спецучасток, перед которым Геленджик и Сочи пока делят первое место.

И тут у Калайджяна рассыпается генератор. Вот такое оно - спортивное счастье. Все знали, что любая машина в "спорте" должна поломаться хотя бы один раз за этап. А он ещё не ломался. А Геленджик уже... и уже починился. А третий СУ самый короткий. И на нём ничего не успеть... Короче, на старт СУ3 сочинцы вышли отремонтированными. И проехали этот СУ "на все деньги".

В общем, это был "Папай" Ашота. После подсчёта итоговых баллов, его победе радовались даже соперники. Настолько она заслужена, оправдана и логична. Особенно точно общее мнение выразил Андрей Борблик, который сказал коротко: "ну... ему надо, пора уже!"

Категория "стандарт"

Вот так, "с шутками и прибаутками" каталась на "Папае" самая "героическая" категория. Без единой серьёзной аварии. И даже без эвакуации. А тем временем рядом тихо погибала к чертям завершала своё существование зачётная группа "стандарт". Первой ласточкой стал экипаж, отказавшийся от борьбы на втором километре дистанции по причине сложности трассы. Дальше - больше. В общей сложности, на первом СУ перевернулось (или легло на бок) пять машин, у одной заклинило двигатель и ещё одна "потеряла" задний мост.

Конечно, в таком раскладе есть очевидная ошибка организаторов, не соизмеривших возможности "паркетной" техники с реалиями трассы. Обсуждение этой ситуации и соответствующие выводы наблюдателями были сделаны сразу, по окончании субботней гонки. Однако, часть ответственности лежит и на гонщиках. Дебютанты в категории "стандарт" демонстрировали временами просто-таки вопиющую безалаберность. Тут и элементарное неумение ездить, и пренебрежение безопасностью, и отсутствие какой-либо тактики. Три машины одновременно в "ураловской" колее - как минимум, странное зрелище, при наличии нормального просматриваемого объезда в допустимом "коридоре". Впрочем, часть гонщиков даже не знала, что такое "коридор". Также, как и "регламент". Перефразируя известную народную мудрость, о них можно сказать: Шумахер - не читатель.

Вот они и не читали... На этом фоне особенно досадно проигрывать ветеранам "Папая" - а в "стандарте" есть и такие. Экипаж Сарана - Дигуров (Темрюк) не жалел "Ниву" (машине 28 лет!) и шёл первым среди ВАЗов. Однако, финишировать не удалось - железо не выдержало. Экипаж Штангей - Носкова на "Ниве" просто физически не смог бороться с УАЗами, понимая что в таком темпе они до финиша не доберутся.

Вообще, в этой категории экипажи соревновались в том, кому меньше жаль свой автомобиль. Выиграли майкопчане Дмитриев - Шукелович, разворотившие половину своего УАЗа и едва не убившие оператора, ехавшего в машине третьим (тяжёлое сотрясение). Вторыми неожиданно приехали Зелиловы из Сочи. Экипаж Коваленко - Гришин (Кабардинка) на третьем месте. Очень неплохо выступили и ближайшие преследователи: Филатов - Татулян из Белореченска, а также, разделившие пятое место, Козлов - Брузгинов (Геленджик) и Малхасян - Хостян из Сочи. Геленджик, кстати, привёз результат на единственной "Ниве" в пятёрке лидеров. Остальные - на "УАЗах".

Категория "туризм"

О них даже писать особо нечего. Их видели только на старте. Их запомнили улыбающимися, с надеждой во взглядах и уверенностью в жестах. Из семи экипажей вернулся один...

Два года подряд среди трофистов Северного Кавказа гуляла расхожая фраза, типа: кто проехал Февральские Окна 2007 года в категории "спорт" - может ехать везде!

Теперь этот афоризм звучит иначе: кто стартовал на Папай Трофи 2009 года в категории "туризм" - может ехать везде!

Собственно, всё. Добавить нечего, кроме особой благодарности всем участникам этой зачётной группы и, безусловно, извинений от имени организаторов Чемпионата. Разбор ошибок уже проведён и оргкомитет Чемпионата юга России по трофи-рейдам сделал соответствующие выводы. На следующих этапах "туризм" будет соревноваться в приемлемых условиях. И совершенно точно, не станет конкурировать со "спортом". Спасибо всем, кто это выдержал.

Категория "власть"

Теперь о самом неприятном. Похоже, на Кубани, становится традиционным нелепое противостояние организаторов внедорожных акций и надзорных органов. По человечески чиновники всё понимают, но как официальные лица ... а интересы государства ... а давайте под патронажем ... а как же партия власти бла-бла-бла. Согласование гонки продолжалось до вечера пятницы и в любую секунду (даже в субботу) её проведение было под вопросом. Причём, автор этих строк ехал, в день открытия "Папая", в государственное учреждение "на беседу", будучи полностью уверенным в своей (организаторов) правоте. А спустя час, по выходу из "коридора власти", чётко осознавал: все джиперы недоумки, правильно провести ничего не могут, занимаются ерундой, государству мешают. И если бы не государственные служащие, которые нам, дуракам, помогают - никакого off-road в Краснодарском крае не было бы и в помине. Только благодаря им...

Это осознание никчёмности нашего общего внедорожного движения не отпускало до возвращения в базовый лагерь. И улетучилось только на поляне. Когда увидел родные чумазые лица, болгарки, разобранные мосты и распиленные рессоры. Когда понял, что именно эти мужики будут завтра висеть над обрывами на лебёдках, кувыркаться через крышу, лежать в жидкой глине, меняя масло в застучавшем двигателе. Они, а не те, кабинетные в костюмах-галстуках, будут бороться за победу в тяжелейших условиях. Без всякого, слава богу, осознания важности государственных задач.

Потому что, их коридоры - это не жизнь. Настоящая жизнь - это колея. Из которой мы карабкаемся, что есть сил. Чтобы ехать!

Папай Трофи 2009: результаты туризма
Папай Трофи 2009: результаты туризма
Папай 2009: результаты
Папай 2009: результаты стандарта и спорта

Примечание: все оценки и мнения, приведённые в настоящем тексте, являются оценками и мнением частного лица. Координационный Совет Чемпионата юга России по трофи-рейдам может не разделять позицию автора данной статьи.

Папай Трофи 2009: итоги: 0 комментариев

  1. Шинкарев

    otroshko
    Жалко ты перестал снимать.

    Мне тоже жаль. Это произошло примерно по тем же причинам, по которым Хулиган перестал ездить. Техника нынче стоит дорого. А после того, что я снимал на камеру стоимостью 6 000 долларов, работать с мыльницей в руках - не стоит. Ты ведь не поедешь в "спорт" на "Ниве"?

    Результатам геленджичан на Папае не удивляюсь. Наоборот, удивлён, что Ашоту удалось их объехать. Именно там.

    О доработках в их УАЗе мне рассказывает уже не первый человек. И всякий раз не удаётся услышать ответа на простой вопрос: что именно ПРИНЦИПИАЛЬНО изменено в машине? В той, где изначально габариты и вес проигрышные, а значит нужно её больше бить. А если больше бить - значит усиливать. Если усиливать - то металлом. Это ещё вес. И так далее... Или он у них правда из титана, как сказал Рома Северский?

    Что можно РАДИКАЛЬНО переделать в рессорной рамной машине с неразрезными мостами - чтобы выигрывать в трофи на Северном Кавказе?

    А вообще брат, уел ты меня, конечно. Типа могу или пизд писать или снимать. А Чемпионат, он типа, сам собой сделался ...

  2. ирина

    Взяли второе, Несмотря на то, что вы поломались по дороге в Новоросс, когда я вас увидела стоящих на обочине за два поселка до геленджика, вечером нашли сварку, приварили, и успели к утру в лагерь и на старт. Красавчики!

  3. Зелиловы из Сочи

    Всем привет. трасса на самом деле была что не на есть лучшая для стандарта нам очень понравилось,просим что была и впредь такой же увлекательной и сложной,но слово не ожиданно взяли второе место это вы :) зря,мы правда готовились,и дальше будем готовиться надо брать теперь первые места.Спасибо за то что вы есть.Зелиловы

  4. otroshko

    Жалко ты перестал снимать.Думаю что это твое призвание от бога.А вот с твоими суждениями о машинах во многом не согласен.Например,в длиннобазном "УАЗе" геленджичан переделок и доработок,наверное,больше чем в какой -либо другой машине.А ты все удивляешся их результатам...
    Не обижайся-написал что думаю не только я.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *