Перейти к содержимому

Осторожно — религия

Впрочем, в самой России Косолапова все время преследуют скандалы.
На выставке в Третьяковке он выставил огромную инсталляцию под названием "Давно ли вы ели икру?". ... Итак, одной из частей его инсталляции про икру был фотоколлаж с изображением иконного оклада, но вместо иконы - черная икра. И на выставку пришли радетели православия, эту "Икру-икону" сфотографировали и показали настоятелю храма Св. Николая в Заяцком о. Димитрию Смирнову. А потом вместе с батюшкой написали письмо руководству Третьяковки про то, что работа Косолапова их возмущает, потому что она разжигает религиозную и социальную рознь и ненависть. 

По-моему, хочешь розниться, то есть не быть в точности таким же, как тот, кто рядом, хорошо. При условии, что не обижаешь того, кто рядом. А ненависть - конечно, очень плохо.

Но я почему-то вижу: тот, кто хочет в себе возбудить ненависть и рознь, непременно это сделает. Ему не в том контексте показать "Троицу" св. Андрея Рублева - непременно перегреется духом и возмутится. ...

И пошла плясать губерния. Гендиректор ГТГ Валентин Родионов, желая уйти от греха подальше, велел картину Косолапова вынести с выставки. Поступок для директора главного музея очень важной страны - экстраординарный. И прецедентный: ныне мы обязаны подумать, что бы еще вынести, от греха подальше, из Третьяковки?

О чем и сообщила в прессе главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева, напомнив, что в постоянной экспозиции в Лаврушенском переулке находится такой признанный шедевр русского искусства, в свое время единодушно осужденный клириками Русской православной церкви, как "Сельский крестный ход на Пасху" художника Перова. Там лица духовного звания и прихожане изображены безобразно пьяными, настолько, что один из них икону несет вверх ногами.

Она, к сожалению, забыла рассказать о том, что по соседству с Перовым в Лаврушенском висит другой шедевр - "Се человек" Николая Ге, из-за которого этого художника чуть не анафематствовали. Да и еще там всего немало, способного вызвать возмущение. "Демон" Врубеля хотя бы.

Это про шедевры. "Икона-икра" Косолапова шедевром не является - по моему мнению. И я даже согласен, что множество картин стоило бы вынести из Третьяковки. Но не по причине их богословского и социологического наполнения, а просто ради экономии места в нашем главном музее. ...

И снова вспоминаются гениальные строки из Козьмы Пруткова: "Нет ничего гаже и плюгавее русского безбожия и православия".