Перейти к содержимому

Опасный рейс Сергея Агафонова

Сегодня авиатор с 25-летним стажем, пилот авиакомпании «Полярные авиалинии» Сергей Агафонов должен получить из рук президента Якутии Вячеслава Штырова медаль имени Петра Нестерова. Эта серебряная награда вручается летному составу гражданской авиации за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации. Указ о награждении Сергея Агафонова подписал глава страны Дмитрий Медведев.

Ровно четыре года назад, 24 декабря судьба преподнесла вертолетчику неприятный сюрприз. При выполнении очередного полета по маршруту Батагай — Тумат — Батагай на высоте 1 200 метров из-за обледенения отказал правый двигатель. Не растерявшись, собрав все свои профессиональные знания и навыки, командир вертолета Сергей Агафонов восстановил работу несущего винта и выправил траекторию снижения.

В результате четких своевременных действий вертолет удалось посадить на склоне горы. Однако повреждений машины избежать не удалось: были сломаны хвост и лопасти. Сразу после посадки командир вертолета произвел эвакуацию пассажиров и экипажа (второй пилот Александр Костылев, бортмеханик Валерий Вершинин).

В горах всегда ветер, а зимой его порывы достигают более 10 метров в секунду, поднимается густая метель, температура опускается до 40 градусов мороза. В таких экстремальных условиях на высоте 1000 метров Сергей Агафонов смог организовать жизнеобеспечение и успокоить чудом уцелевших людей.

Общими силами было обустроено место для укрытия. Шины от вертолета пошли на разведение сигнального костра. На каждом воздушном судне есть аварийный запас продуктов питания, куда входят галеты, тушенка, сгущенное молоко, шоколад. Провиант был грамотно распределен между пассажирами и командой экипажа. В ход также пустили рыбу, перевозимую рейсом. Ее употребляли в пищу и жгли на костре вместо дров.

Сергей Агафонов после ремонта рации установил связь с поисковым самолетом Ан-12 и передал координаты местонахождения. Было установлено поочередное дежурство у костра.

Спасательная операция началась сразу после того, как пропала связь с вертолетом. 24 декабря из аэропорта поселка Батагай вылетел вертолет Ми-8 под командованием Владимира Скородумова, однако экипажу пришлось вернуться – поискам помешала плохая погода. Кроме того, из поселка Депутатский на двух вездеходах выехали сотрудники МЧС. В этот же день из Якутска вылетел самолет Ан-12 со спасателями на борту. Ими и был обнаружен сигнальный костер и определены координаты местонахождения пропавшего вертолета.

В последующие дни, 25 и 26 декабря, вертолет Ми-8 еще раз вылетал к месту аварийной посадки. Но приблизиться к спасшимся снова воспрепятствовали погодные условия. Кроме того, из Депутатского выехали три снегохода «Буран».

27 декабря вылетели уже два вертолета Ми-8 под командованием Ивана Клименко и Владимира Скородумова. В конце концов именно им удалось посадить вертолет в ста метрах от аварийной площадки и эвакуировать спасшихся пассажиров и экипаж.

Несмотря на то, что в течение трех дней люди выживали в нечеловеческих условиях, никто не обратился в больницу с жалобами на здоровье. Командир экипажа предпринял все усилия для сохранения жизни пассажиров и своего экипажа.

Сегодня Сергей Агафонов живет и работает в Батагае. Вспоминая о том происшествии, Сергей Григорьевич не считает, что совершил подвиг. Ведь тогда главной задачей было спасти людей, не допустить паники, предотвратить ухудшение самочувствия.

Свой славный путь летчик начал с работы пилотом Ан-2 в Благовещенском авиаотряде. Затем приехал на работу в Якутию, в Батагайский объединенный авиаотряд, в качестве бортового оператора самолета Ан-26. Со временем переучился на вертолет Ми-8 и летал уже в качестве командира воздушного судна Батагайского филиала авиакомпании «Полярные авиалинии». За время работы проявил себя исключительно с положительной стороны, все порученные задания выполнял безукоризненно. Среди своих коллег пользуется большим авторитетом и уважением. Сильный и храбрый летчик может служить примером для якутских мальчишек, мечтающих сидеть за штурвалом самолета и рассекать облака блестящим крылом.

Автор Вячеслав ЛЕНСКИЙ