Перейти к содержимому

Наши предки

Этим летом на территории Верхоянского района работала саха- французская археолого- этнографическая экспедиция. Ученые провели раскопки по маршруту Тарагана (речка Сартанг) – Боронук (река Яна) – Бетенкёс (река Адыча) и сделали большое научное открытие. В местности Бюгюйэх, в грунтовом погребении, археологи обнаружили следы кремации человека.

В археологической практике Якутии впервые зафиксирована кремация тел у якутов в средние века. Ранее о существовании кремации было известно лишь из записей русских исследователей 18- го века, которые описывали рассказы местного населения о том, что когда- то якуты не только хоронили, но и сжигали своих покойников.

Совместная работа якутских и французских археологов была начата еще в 2002 году с переписки между ректором Якутского университета Анатолием Алексеевым и директором Антропологического центра имени Поля Сабатье города Тулуза. А с 2004 года начались совместные исследования. За это время исследователи саха- французской экспедиции успели поработать в Чурапчинском, Таттинском, Мегино- Кангаласском, Сунтарском и Нюрбинском районах. Финансирование экспедиции и все расходы на проведение дорогущих радиоуглеродных и дендрологических анализов взяла на себя французская сторона.

В составе экспедиции из Якутии работали кандидат исторических наук Сергей Колодезников, заведующий отделом археологии и этнографии Музея имени Ярославского Василий Попов и археологи Музея археологии и этнографии ЯГУ Аркадий Шараборин, Лия Алексеева, Иван Обутов. С французской стороны приняли участие археологи Жан Франсуа Пэрэ, Сильви Дюшен, Эруан Бертелот, художник- реставратор Кристиан Петит и директор лаборатории молекулярной антропологии из Тулузы, руководитель группы Эрик Крюбези.

ГЛАВЫ УЛУСОВ ЗАПРЕЩАЛИ УЧЕНЫМ ТРЕВОЖИТЬ ДУХОВ

Заведующий отделом археологии и этнографии краеведческого музея Василий ПОПОВ:

— У нас нет средств для самостоятельного изучения древних погребений, поэтому совместная работа с французами — большая удача. Правда, в нашей работе мы столкнулись с непониманием местного населения и властей. Они препятствуют изучению захоронений, ссылаясь на то, что мы своими раскопками тревожим духов прошлого и тому подобное. Для нас непонятно, как современные люди с высшим образованием могут не понимать важности таких работ. Мы ведь специалисты! И эти раскопки, прежде всего, нужны для того, чтобы больше узнать о культуре наших предков. С таким отношением мы встретились в селе Болтого Чурапчинского улуса, когда замглавы даже попытался созвать референдум по этому вопросу. А в этом году в Верхоянском районе глава Томтора пытался нам препятствовать. Непонимание властей сильно мешает в работе. Вместо того, чтобы помогать, они, наоборот, нам мешают. Древнюю материальную и духовную культуру якутов можно реконструировать только путем археологических исследований. Остальные науки могут дать только дополнительные материалы.

К сведению глав администраций улусов — никакими референдумами нельзя запретить проводить археологические раскопки. Существует закон Российской федерации «Об объектах культурного наследия народов Российской федерации» (2002 г., ст. 45, п. 8), на основании которого обладатель «Открытого листа» может подать исковое заявление в суд о возмещении расходов экспедиции. Сегодня открытые листы, где прописаны маршрут и цель разведки, выдает Министерство культуры России.

В том же самом Болтого мы увидели варварское отношение к древним захоронениям. Сами же жители, строя дорогу, разворошили старинные захоронения. Повсюду валяются кости… Как это можно назвать?

После якутской Кулун- Атахской культуры (XIV—XVI вв.), исследованной Анатолием Игнатьевичем Гоголевым, раскопки поселений на территории Центральной Якутии не проводятся. Французские археологи- исследователи изучают только древние погребения, так как их цель — реконструкция этнической истории путем генетических исследований. Раньше радиоуглеродные, дендрологические датировки якутских погребений не проводились из- за отсутствия финансов. Благодаря французским исследователям доказано, что из исследованных погребений на территории Центральной Якутии пять датируются XV веком. Тем самым мы установили, что грунтовые погребения у якутов существовали до прихода русских первопроходцев.

— Как выглядели наши предки?

— Рост мужчин в среднем – 170- 180 см. Рост женщин – 160- 170 см. Ничего удивительного я здесь не вижу. Люди- то жили в чистой среде, питались здоровой натуральной пищей, вели размеренный образ жизни. Уменьшение роста якутов началось с конца XVIII века. В XIX веке начинается обнищание населения из- за уплаты ясака. Ясак раньше платили натурой – пушниной, затем перешли на денежный платеж. И если раньше якуты занимались коневодством, что гораздо проще в содержании, то с приходом казаков пришлось перейти на содержание крупного рогатого скота, потому что говядина больше ценилась. В целом товарно- денежные отношения усилили эксплуатацию и общее обнищание простого люда.

— А, собственно говоря, кем они были, древние якуты?

— Якуты – пришлый народ. Все коренные народы в какое- то время пришли. Вопрос — когда, в каком веке, в какое время. Видимо, коневодческие племена начали осваивать территории южной и центральной Якутии с раннего железного века (V век до н. э.– V век н. э.). Последняя волна переселенцев заканчивается в XIII- XIV веках. В этногенезе якутов участвовали местные палеоазиатские, коренные и пришлые тюркоязычные племена, есть гены монголоязычных, тунгусо- маньчжурских племен, поэтому якуты очень сложный народ по этногенезу.

— Василий Васильевич, французские исследователи взяли с собой на исследования какие- то генетические и этнографические материалы?

— Ничего не взяли, потому что у нас слишком много препятствий. А надо бы! В 2004 году мы подписали договор о совместной работе, где имелось соглашение о вывозе найденных материалов для реконструкции во Францию, а также для выставления в экспозиции в музее Тулузы. Таким образом, исследования в Якутии были бы окуплены, а после уже и возвращены обратно в республику. Но наше сотрудничество притормозилось из- за бумажных формальностей, теперь вот в связи с переименованием университета в Северо- Восточный федеральный. Вся ранее оформленная документация переоформляется. Нашу работу тормозят не только на местах исследований, но и в других инстанциях.

В СРЕДНИЕ ВЕКА ЯКУТЫ ЖИЛИ ДО 16 ЛЕТ

Эрик КРЮБЕЗИ, руководитель французской группы:

— До Якутии мы отработали в Монголии, Казахстане и Бурятии и были очень удивлены хорошим сохранением погребений и предметов в них. Собираемся продолжить наши исследования на территории Верхоянского района. О высокой культуре якутов говорят найденные захоронения лошадей. Их не просто закопали в землю, там имеются внутримогильные камеры, намогильные сооружения. Также были зафиксированы обряды применения огня – кремации человека и обряд очищения огнем.

Как исследователей, нас интересовала и причина смерти людей того периода. Проведя исследования захоронений, мы выяснили, что продолжительность жизни была очень короткой. Большинство умерло в возрасте 15—16 лет от туберкулеза легких, костей. Очень много захоронений совсем младенцев.

Мумии дошли до нас в хорошем состоянии благодаря огромным деревянным намогильным сооружениям и различным герметическим работам при захоронении. Это, например, наличие двойных и даже тройных деревянных срубов, берестяное покрытие внутримогильных камер в несколько слоев, а также заделка щелей срубов, покрытий березовым варом.

Также был собран этнографический материал – луки, наконечники, чороны, различная утварь и одежда. Установили мы и давнюю связь с Китаем: в украшениях присутствует бисер и бусы. Наша совместная работа будет продолжена и дальше и, надеюсь, откроет еще больше тайн. Уже сейчас мы можем сказать, что освоение северных территорий было постепенным. В XV веке была заселена центральная часть Якутии, а начиная с XVII века якуты начали продвигаться на север.

Ксения ЭВЕРЕСТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *