Перейти к содержимому

Надувные ПВХ лодки «Солар»

В августе 2013 года, в составе экспедиционной группы из восьми человек, мне довелось путешествовать по юго-восточной Якутии. Основными транспортными средствами, для прохождения водной части маршрута, стали надувные лодки из ПВХ от новосибирской компании «Солар». Ниже — мои наблюдения о трёх неделях эксплуатации этих судов.

В распоряжении группы оказались три «Солара»: одно изделие с индексом «380», два — с индексом «450». Грузоподъёмностью 600 и 800 килограмм, соответственно. Младшая модель (килевая, серия «К») шла под мотором «EVINRUDE» (15 л.с., винт), на старших (малокилевые, серия «МК») работали «MERCURY» (25 л.с., водомет) и «HONDA» (30 л.с., винт). По реке Алдан и её притокам пройдено 1 200 км., десятая часть этого пути — по мелям и перекатам.

Вполне удачным образом, в караване оказалось ещё одно средство передвижения, лодка известного российского производителя, грузоподъёмностью 880 кг., в паре с мотором «TOHATSU» (25 л.с., винт). В общем, отличные возможности для сравнения, в самых сложных условиях эксплуатации.

Не обошлось без сюрпризов

Условия стали сложными ещё до старта, потому что на всех лодках нам пришлось наращивать транцы и делать это в совершенно неподходящих условиях: на берегу, из подручных материалов, вооружившись ручной дрелью.

Подробный дневник путешествия, в ближайшее время, появится на сайте экспедиции. А в рамках этой публикации оставим только выводы.

 

Надувная лодка ПВХ Солар

 

Перечислим от плохого к хорошему

Хотя, слово «плохо» здесь не вполне корректно. Скорее, речь о том, что требует внимания производителя.

Про транцы

Многодневные ударные нагрузки на волне, в некоторые дни более полуметра высотой, на дистанции в 20-30 км., при максимальной (или близкой к тому) загрузке, с мотором «HONDA» (30 л.с., вес 72 кг.) — приводят к подвижке транца. Проблема стала заметна после 700 км. пути, причём она проявилась только по едва видимой деформации места сопряжения транца и баллонов лодки «Солар 450». На других лодках ничего подобного не происходило, при том, что судно конкурентов тоже грузили под завязку (с мотором весом 51 кг.). По моим предположениям, причин может быть несколько: недоклеили на заводе, либо ошиблись в надстройке транца мы.

Крепления вёсел

Гайки, фиксирующие вёсла — расходный материал. Шнурок подвеса рвётся незаметно, на третий-четвёртый день. Крепёж уплывает. Лучше резать сразу и вязать к бортовому люверсу, при использовании весла гайка на шнурке должна свисать внутрь лодки. У конкурентов с этим узлом дело хуже: там разваливается уключина и починить её совершенно невозможно, в полевых условиях.

Вёсла

Сами вёсла не предназначены для серьёзной работы. Отчалить и причалить, не более того. Они составные и в этой части ничего принципиально нового пока не придумано. Хотите иметь надёжное весло — берите с собой цельные трубы и сменные лопасти, как это делается в спортивном сплаве.

Конструкция клапана

Клапана для накачивания лодки требуют академического образования: за время экспедиции мы все, по очереди, пытались разобраться с принципом работы, вооружившись фразой «да не может быть». Вероятно, мы чего-то не сообразили, тем не менее: при отсоединении шланга насоса от клапана, требуется рукой повернуть заглушку клапана, иначе он выпускает воздух. Без сноровки, на это уходит несколько секунд. После многодневных тренировок — секунда и меньше. Своеобразный пит-стоп «F1». На ходу, не гладя, нашаривая рукой узел, между канистр и рюкзаков — даже не пытайтесь. Вместо подкачки получите обратный результат.

Не раз с тоской вспоминал самоклееные клапана, из обычной резины. Которые, кстати, при особых обстоятельствах, позволяют подкачивать лодку даже ртом. Ради интереса, пытался повторить это с «Соларом»: можно, но крайне сложно. Поэтому, не теряйте насосы.

Крепления для груза

Нужны точки крепления груза внутри лодки. На жёсткой волне любая, самая продуманная укладка, ведёт себя по одной схеме: груз едет в корму, а вы перекидываете его в нос. Можно вязать к люверсам, расположенным вверху баллонов, но такая схема не оптимальна. Нужны нормальные точки крепления с металлическими или пластиковыми петлями, вклееными в дно и борта.

Инструкция для ленивых

Инструкции никто не читает даже на земле, тем более, никто не берёт их в экспедиции. Про контрольный клапан в днище я узнал только после экспедиции, внимательно изучив сайт производителя. Про порядок накачивания никто из нас даже не догадывался.

На самой лодке (на транце, на бортах, на днище), следует написать основные рекомендации по давлению. В надувной моторной лодке оно часто имеет решающее значение для эксплуатации в предельных режимах. Поставьте цифру, как это делают на любом легковом автомобиле. Чтобы мы не гадали, что окажется сильнее: наш насос или ПВХ?

Сменные надстройки на транцы

Было бы чертовски приятно увидеть в транце четыре заводских отверстия под нашу самодеятельность. И четыре комплекта крепежа (болты, гайки, шайбы) для кустарных транцев. Ещё более фантастичное пожелание: готовые изделия из фанеры, под разные сапоги. Но, это уже снобизм.

Понимаю, что оплошали сами, а значит «пилите, Шура, пилите... ». Создатели «Соларов», наверняка, не подозревают, из каких исходных материалов можно сделать тюнинг их лодок.

Жёсткая палуба

Опционально экспедиционную лодку — а именно так позиционируется «Солар 450» — следует комплектовать жёсткой палубой. В посёлке Белькачи о таком варианте тюнинга нам рассказал местный рыбак и охотник, который уже несколько лет использует «сорокопятку» на реке Учур. При заброске в верховья, фанерный пол кладут на крышу автомобиля (УРАЛ, УАЗ). Для нашего путешествия, мы не раздумывая взяли бы палубы для всех трёх «Соларов».

Тент

Полноразмерный тент достоин самой высокой оценки. Можно спорить о стоимости и сложности монтажа, но когда неделю идёт дождь, а срок выхода с маршрута нельзя изменить — всё видится проще.

Главное, он позволяет идти в нормальном режиме, без героизма. А это — расстояние и сроки. И экономия сил и средств, в конечном итоге.

Общий вывод — «Солар» стоит своих денег

 

Надувная лодка Солар

Они дают группе мобильность, которая недостижима на традиционных, «железных» судах. Считайте сами: четыре мотора, четыре лодки, восемь человек, личные вещи, продукты, четыре комплекта подводного снаряжения, оружие и рыбацкие снасти, съёмочное оборудование, канистры на 460 литров, генератор, два аккумулятора — всё это заброшено на реку одним автомобилем «Урал» (грузопассажирская будка).

Они просты и надёжны. Спуск на воду осуществит любая домохозяйка. Прожжённая (короткое замыкание зарядного устройства для ноутбука) лодка заклеивается за три минуты, без особых навыков.

Они берегут ваше здоровье в области позвоночника. Кого болтало в речных штормах — знает, о чём речь.

И главное, чего ждёт читатель — сравнение с конкурентом. Сравнения не будет, потому что жёсткую палубу сравнивать с надувной некорректно. Дайте «Солару» максимальное давление — и он вас удивит. Постелите в него лист фанеры — и эту лодку вы оцените в полной мере.

 

Надувные лодки Солар

 

Для полноты картины, добавляю отзыв ещё одного участника нашей экспедиции.

Прошли мы 1 280 км. Водомёт прошёл 1 430 км.

Клапаны нормальные у них — просто, мы либо потеряли насадку правильную на компрессоре, либо поставили сразу не ту. Такие клапана везде сейчас — и все качаются прекрасно. Думаю, мы с наконечником накосячили.

Транцы «Соларов» стандартные. Дырки сверлить нельзя — почти все транцы, в мастерских, подгоняют под конкретный мотор. Наша вина в незнании размеров моторов, но мы справились относительно быстро. Я знал случаи — люди неделю настраивали одну лодку.

Легко моется вся — и полы, и баллоны. Полы вообще идеальны — мои 130 кг. даже босиком безбоязненно и устойчиво.

Итог — это нормальная и очень мобильная экспедиционная лодка!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *