Перейти к содержимому

«Мастер и Маргарита» в деталях

«Мастер и Маргарита» является предметом для дискуссий, среди знатоков русской литературы, с момента первой публикации. Спорят поклонники с оппонентами, критики с литературоведами. Спорят и те, кто толком самого романа не читал.

При том, самым парадоксальным образом, даже знатоки творчества Булгакова зачастую не с первого раза улавливают мистическую многослойность некоторых сцен. Ниже мы попробуем обратить внимание на известные фрагменты романа заново. Оперируя банальностями — взглянуть на подробности, избавившись от шор «пытливого читателя».

«Мастер и Маргарита» в деталяхРисунок неизвестного автора

Купель для поэта-безбожника

Когда Иван Бездомный, потрясенный встречей с Воландом и гибелью своего наставника Берлиоза, кидается в погоню за профессором черной магии, он добегает до Москвы-реки. Почему-то злополучный поэт решил, что враг именно там…

Булгаков кратко, но узнаваемо описывает место, где Иванушка прыгает в реку – каменные ступени, полукругом спускающиеся к реке. В Москве тех лет такая лестница в центре города была всем известна. Это возле Храма Христа Спасителя, причем в момент начала работы над романом он еще стоял, а ко времени последних версий был уже разрушен…

Около этих ступеней на праздник Крещения в речном льду вырубали «парадную» иордань для освящения воды. И дальше, как часто бывает у Булгакова, абсурд ситуации смешан с высокой мистикой. С купания в этом месте и украденной одежды начинается для молодого стихотворца путь страданий и перемены мировоззрения.

С купания и украденной одежды начинается для стихотворца путь страданий

Автор фотографии неизвестен

Нежить и зеркала

Некоторые литературоведы и дотошные читатели замечают, что неспроста вся история началась на Патриарших прудах. Вообще к тому моменту пруд, как и сейчас, был один – правильной формы, тихий, практически зеркальный. Зеркало!..

Не оттуда ли явился Воланд со свитой? Ведь в дальнейшем именно в зеркале впервые появятся на жилплощади Степана Лиходеева неподражаемые Коровьев с Бегемотом. И из зеркального трюмо шагнет Азазелло, окончательно перепугав несчастного Степу. Похоже, финдиректору театра «Варьете» Римскому сильно повезло, что в его кабинете не было зеркал, и вампирше Гелле пришлось замешкаться, открывая окно. Да и Маргарита, ожидая условленного часа, сидит с волшебной мазью наготове как раз перед зеркалом.

о романе «Мастер и Маргарита»Фотография неизвестного автора

Арбат еще не пешеходный

Немалая часть булгаковского повествования так или иначе связана с Арбатом. В одном из прилегающих к этой старинной московской улице переулков стоит дом Маргариты. Но для нас привычен Арбат, свободный от транспорта, это название даже стало синонимом пешеходной улицы. А ведь он стал таковым лишь в 1980-е годы. В романе по нему ездят автомобили, ходит троллейбус, в котором Маргарита едет к Нескучному саду, где и встречает Азазелло. Кстати, это тот самый маршрут, который вдохновил Булата Окуджаву на знаменитую песню о троллейбусе. И через Сивцев Вражек снова на Арбат вылетает Маргарита-ведьма…

Она видит под собой на тротуарах толпы прохожих, а на мостовой – машины, автобусы, троллейбусы. В первых черновиках романа по Арбату ходил трамвай, что соответствовало реальности тех дней.

в романе Арбат ещё не пешеходныйРисунок неизвестного автора

Пират из ресторана

Колоритный начальник писательского ресторана Арчибальд Арчибальдович в романе не только ловко командует персоналом своего заведения. У него еще и регулярно проступает таинственная вторая ипостась – та самая, пиратская, где он не в обычном облике, а в шелковой бандане и с пистолетами за поясом. И он оказывается практически единственным из писателей, чиновников, администраторов, кто не получил никаких неприятностей при столкновении с подручными Воланда.

Самое удивительное, что у чернобородого ресторатора был реальный прототип как раз с такой эффектной наружностью. Звали его Яков Розенталь по прозвищу «Борода». Он руководил рестораном в «Доме Герцена», который описан у Булгакова как «Грибоедов», в годы, когда Михаил Афанасьевич начинал работу над романом. Розенталь даже упомянут в дневниках Елены Сергеевны. И в мемуарах многих советских знаменитостей.

пират из ресторана в романеФотография неизвестного автора

Где был театр Варьете?

Театр Варьете, где разыгрывается знаменитый сеанс черной магии с разоблачением присутствующих – в прямом смысле слова, до исподнего! – был списан автором с Московского мюзик-холла. Тот находился поблизости от достопамятной квартиры на Садовой. Мюзик-холл занимал здание дореволюционного цирка, поэтому ничего странного, что в программе, еще до появления Воланда, хватает цирковых номеров. И даже акробаты на велосипедах там действительно выступали, скорее всего, Булгаков мог их лично видеть. Хотя он не любил модное в то время авангардное искусство и театральные шоу в этом стиле. Даже признанного теперь великим Мейерхольда не ценил. Поэтому над Варьете, его администрацией и публикой Булгаков от души поиздевался.

Впоследствии здание бывшего цирка было реконструировано, и в нем разместился ныне знаменитый Театр Сатиры.

театр в романе БулгаковаФотография неизвестного автора

Примус кота Бегемота

Знаменитая фраза одного из хулиганистых сподвижников Воланда о починке примуса, как занятии обычном и безобидном, давно стала крылатой. А появилась она практически случайно. Собственно, столь же случайно Булгакова осенила идея сделать примус атрибутом – и оружием! – Бегемота. В тогдашней Москве не было не только электрических, но и газовых плит. Даже в новых и престижных многоэтажных домах готовили пищу и кипятили чайники на различных портативных устройствах, заправлявшихся керосином или бензином. Чаше всего – на примусе, в котором не было фитиля, а бензин за счет подкачки ручным насосом шел из резервуара под давлением в горелку.

Агрегат был мощный, кипятил быстро. Но опасный – мог перегреться и взорваться. На примусах делали клапаны для сброса лишнего давления, но, если они срабатывали, через них выплескивался и тут же вспыхивал бензин. Однажды, когда Булгаков сидел дома и работал над рукописью, раздались крики «Пожар! Примус!». В соседской кухне как раз вышибло такой аварийный клапан и плеснуло вокруг горящим бензином. Пламя сумели погасить быстро. Но Михаил Афанасьевич уже об этом не думал – он записывал ту самую сцену в «нехорошей квартире» с чекистами, котом и примусом.

В соседской кухне как раз вышибло такой аварийный клапан

Автор фотографии неизвестен

Азазелло не случайно дарит крем

Еще один спутник Воланда – Азазелло – дарит Маргарите не что-то, а именно волшебный крем, превращающий ее в ведьму. И это отнюдь не случайно. Имя этого демонического существа Булгаков вычитал в Ветхом Завете. Среди приписываемых ему нехороших деяний было и то, что Азазелло (иначе – Азазель) принес на землю декоративную косметику. И научил красавиц еще в ветхозаветные времена пользоваться ею. Красить глаза и губы, румянить щеки, брови сурьмой подводить – и всё это ради соблазна. Да и зеркало, еще один инструмент суетной радости, люди тоже получили от него.

роман полон мистических деталейРисунок неизвестного автора

Две королевы

Маргариту в книге королевой величают неоднократно. И даже – королевой Марго, что многих заставит вспомнить о романе Дюма с таким названием. Есть и прямые указания на биографию той самой королевы Маргариты из рода Валуа. Упомянутой в сцене купания кровавой свадьбой оказалась ее собственная, за которой последовала Варфоломеевская ночь. Но главное – та Маргарита сама была весьма образованна и собирала вокруг себя творческих людей, прежде всего писателей. А Мастер-то как раз литератор!

Была во Франции и еще одна королева Маргарита из того же рода – сестра короля Франциска I. Она, кстати, приходилась родной бабушкой мужу упомянутой выше королевы Марго. И не только покровительствовала деятелям литературы, но и сама занималась творчеством. И в самой ее известной книге – сборнике новелл «Гептамерон» – часто говорится о безнадежной или трагической любви.

роман о трагической любвиРисунок неизвестного автора

«Мастер и Маргарита» как письмо Сталину

В поздних вариантах романа исследователи обнаруживают ряд реплик, относящихся непонятно к какому персонажу. О нем говорят разные герои. Даже Воланд в финальной сцене на Воробьевых горах произносил в одной из редакций непонятные слова, характеризующие чей-то суровый облик и нрав. Вроде бы нет в сюжете личности, к которой они могли относиться.

Существует мнение, что, когда Булгаков сжег один из первых вариантов рукописи, он к ней возвращаться больше не хотел. И снова взялся за работу над будущим великим романом после того, как в 1937-м году ему внезапно позвонил сам Сталин. О чем они в точности говорили, свидетельств нет. Зато есть версия, что те самые странные фразы Булгаков адресовал лично вождю.

Действительно, куда Воланд в той сцене смотрел – на Москву, ведь так? С Воробьевых гор и сейчас Кремль разглядеть можно, а тогда столичная застройка была гораздо ниже…

роман Булгакова как письмо СталинуПопулярный советский плакат

У кого впервые не горели рукописи?

Мотивы, которыми Михаилу Афанасьевичу навеяло его роман, –тема неисчерпаемая. Понятно, что Булгаков хорошо знал ветхозаветные предания. И европейскую литературную традицию, посвященную тому, как князь тьмы может вмешиваться в человеческую жизнь. «Фауста» прежде всего! Но был и почти современный Булгакову автор, творчеством которого он весьма увлекался. Это Густав Майринк, автор сложных и порой жутковатых романов о потустороннем. Его иногда называют европейским Эдгаром По. Хотя Майринк намного мистичнее и страшнее, чем американский отец ужастиков.

Именно Майринк в книге «Голем» выстроил сюжет так, что герой и его любимая наконец-то встречаются, чтобы быть вместе, только за гранью реального мира, на той черте, что отделяет его от мистической бездны. Похоже на роман Булгакова, верно? Да и образ произведения, которое и огонь не может уничтожить навсегда, встречается у него в романе «Белый доминиканец». Конечно, Булгаков всё переосмыслил, но родство явно прослеживается.

«Мастер и Маргарита» в деталях
Рисунок неизвестного автора

Источник — страница Пензенской областной библиотеки имени Лермонтова в социальной сети Facebook.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *