Перейти к содержимому

Лодочный мотор Mercury 25 ML Jet

Летом 2013 года мне удалось сравнить работу четырёх новых лодочных моторов импортного производства, в экспедиции по юго-восточной Якутии. Из уважения к брендам, не стану перечислять имена конкурентов. Здесь речь пойдёт лишь об одном агрегате — «Mercury 25 ML Jet».

Цифра 25, в данном контексте, традиционно обозначает мощность в лошадиных силах, а термин «Jet» используется для маркировки двигателей с водомётными насадками. «Mercury» был единственным водомётом в нашем караване из четырёх надувных лодок. Мы возлагали на него особые надежды, мечтая подняться в верховья мелководных горных притоков реки Алдан. Что, в общем, нам удалось. Однако, обо всём по порядку...

В нашем распоряжении оказался самый простой агрегат, настоящая «рабочая лошадка» с американской наследственностью: двухтактный, двухцилиндровый, с ручным запуском, с румпельным управлением и регулировкой дифферента по шести позициям. Официальный дилер «Mercury» в России, компания «Mercury Лакор» (город Уфа), прислал нам абсолютно новый мотор, в упаковке и, разумеется, необкатанный.

 

 

Завёлся с четвёртого раза

Сложно описать ощущения от первого запуска ...

Процедура обкатки не вполне соответствовала рекомендациям завода-изготовителя, но два часа работы на холостых оборотах мы обеспечили. Дальше щадящий режим, на малых, с небольшими исключениями. Масло использовали только «родное», от дилера. В целом, нештатных нагрузок в первые дни удалось избежать. А вот дальше «Джету» ждали настоящие испытания.

Этому мотору досталось больше всех. Три его винтовых собрата работали рядом с ним, на большой воде, в одинаковых режимах. Но, перед выходом на мелководье их глушили и оставляли у берега, отдыхать. Дальше работал «Mercury». Стандартное «одиночное упражнение» заключалось в двадцати-тридцатикилометровых выходах из базового лагеря, вверх по ручьям и небольшим речушкам, с экипажем из двух человек, небольшим запасом топлива и снаряжением для рыбалки-охоты.

И так три недели, в маршруте высокой автономности, на дистанции в 1 400 километров. Вместо рекомендуемого бензина марки АИ-95, половина маршрута пройдена на АИ-76, вторая половина на АИ-93, который оказался хуже «семьдесят шестого».

 

Лодочный мотор Mercury

Что в «сухом остатке»?

Единственный минус этого мотора — расход топлива. Впрочем, сам мотор тут не при делах: бензин любит водомёт. В селе Кутана, местный житель дал точную характеристику водомётам, которые, по его словам, «жрут бензин, как бык помои». Вместе с тем, именно аборигены первыми оценили главное преимущество такой насадки: проходимость по мелководью.

По этому показателю, у водомёта нет равных. Конечно, можно строить деревянные лодки по чертежам прадедов, можно пилить дно мятой «Казанки», можно ещё много чего выдумывать, если важен процесс, а не результат. Но, на Крайнем Севере живут реалисты, которых лодки и моторы кормят почти в прямом смысле. Им не до экспериментов...

И, кстати, реалисты уже научились экономить бензин: водомётные насадки берут с собой, меняя винты там, где заканчивается большая вода.

Однако, вернёмся к нашему мотору.

 

Лодочный мотор Mercury

 

Пожалуй, самым тяжёлым моментом, в его путешествии с нами, стал штурм устья ручья Улахан-Джюнюкян, правого притока реки Алдан. Отправной точкой акции стало недопонимание между руководителем группы и экипажем лодки, идущей под «Mercury»: как водится, указание было одно, а поняли его по-другому. В итоге, лодка с полной загрузкой (около 800 кг.) ушла подниматься по протяжённому перекату (около двухсот метров), средняя глубина которого составляла 30 сантиметров.

Группа ошарашенно наблюдала за этой битвой из базового лагеря, с расстояния двух километров. Через десять минут всё было кончено: лодка прошла перекат, мотор опустили в штатный режим и экипаж скрылся из виду. Свершился своего рода подвиг, для мотора, разумеется.

В дальнейшем, подобные «заходы» повторялись не раз, правда, в плановом режиме.

В итоге

«Mercury» прошёл на 200 километров больше, чем остальные три агрегата. Эти две сотни — на максимальных оборотах, перемалывая кашу из пены, воды и камня.

Недостатков конструкции — не выявлено. Отказов либо перебоев в работе — не было. Запуск, как холодный, так и горячий — без проблем. Также, стоит упомянуть про небольшой вес двигателя, качество сборки и окраски.

Период эксплуатации не позволяет сделать вывод о коррозионной стойкости, впрочем, для пресноводных бассейнов это не актуальная характеристика. Тем не менее, ещё в 1984 году эксперты называли защиту моторов «Mercury» от коррозии лучшей для своего времени.

 

Лодочный мотор Mercury

 

Моя собственная оценка, по совокупности характеристик: отлично!

Что касается цены в России, то качество всегда стоило денег. Тем более, когда этому качеству более семидесяти лет.

 

Лодочный мотор Mercury

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *