Перейти к содержимому

Леонид Парфенов «Намедни. Наша эра. 1991-2000»

Меткие эпитеты, лаконичные формулировки и внимание к деталям. «Фирменный» парфеновский стиль ощущается с первых строк. Новинка от издательства «Колибри», которой с трепетом ждали доморощенные историки нового времени и поклонники выверенного литературного стиля, увидела свет. Леонид Парфенов в «Намедни. Наша эра. 1991-2000» во всем великолепии жанра документалистики рассматривает события самого бурного десятилетия конца прошлого века.

Эпоха перемен и рождения новых государств, время тотальной неопределенности и радужных перспектив, десятилетие передела собственности и смены государственных лидеров – Парфенов показал десять лет ушедшего века такими, какими помнят их непосредственные свидетели происходившего. Кто еще смог бы сделать это так детально, так мастерски и вместе с тем так ненавязчиво? Парфенов, и сам фигура на небосклоне того времени более чем заметная, давший жизнь целому направлению в отечественной журналистике, как участник событий, о которых идет речь, пропускает через свое внутреннее «я» череду сменяющих друг друга картин прошлого. Повествование ведется в доступной манере и затрагивает самые сокровенные, а порой даже ностальгические нотки души.

Леонид Парфенов: Намедни. Наша эра. 1991-2000

Разумеется, стиль “тележурнала” и манера подачи материала в литературной форме имеют не слишком много точек соприкосновения. Однако в этом и состоит суть таланта Парфенова: из обычных исторических фактов он умет делать сенсацию, в какой бы форме эта сенсация не подавалась. Даже если в общепринятом понимании для рождения сенсации нет никаких оснований.

Расслоение общества на бедных и богатых в полной мере проявило себя именно в «лихие 90-е». На повестке дня – ценности, в корне отличные от тех, что проповедовались ранее. Утраченные ориентиры, спад производства, дефицит товаров и услуг на фоне всеобщей безнаказанности и вседозволенности, и вместе с тем – невиданная ранее свобода слова. Вот основные приметы времени, которому Леонид Парфенов посвятил четвертый том своих литературных трудов.

Информация, до того момента закрытая и зашифрованная, становится доступной. Этим в полной мере пользуются неформалы всех мастей. Социальный рок – «Кино», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ» – оказывается на первых ролях. Исторические архивы открыты, и то, что еще не так давно считали достижением, в эти годы вполне может стать как минимум промахом. А как максимум – исторической ошибкой.

Автор оперирует архивными данными и фотосвидетельствами, цитирует историков, политологов и общественных деятелей. Исторические факты подтверждены безмолвными, но красноречивыми свидетельствами – фотодокументами, не оставляющими сомнений в компетентности журналиста.

Леонид Парфенов поставил красивую точку в повествовании об истории прошлого века. Рейтинг книг этого автора не напрасно бьет все рекорды – хорошая, качественная, содержательная проза востребована во все времена. Каждый, кому небезразлична история Отечества, ни на секунду не задумается – купить книги Парфенова или нет. И сделает выбор в пользу первого варианта.

Парфенов приглашает читателя в увлекательное путешествие по девяностым – таким, какими они были. Таким, какими запомнило их целое поколение «детей перестройки». Вселяющим надежду, дарящим радость познания свободы и горечь утраты такого ценного прошлого.