Перейти к содержимому

Киноязык — дорога домой

Так складываются обстоятельства, что одно из самых важных мечтаний в моей жизни — снимать Настоящее Кино — пока не воплощено. Ну... не получается, пока. За это гражданка Жизнь, время от времени, подкидывает мне кадры, от которых я сначала замираю, а затем быстро начинаю доделывать все дела, чтобы завтра начать покорять Голливуд.

Есть такая ключевая разница между монтажами — внутрикадровый и межкадровый. Если коротко объяснять, то межкадровый — это резать, склеивать, эффекты добавлять. И всё это — после съёмки. А внутрикадровый — когда всё расставил, включил, нарисовал на башке актёра красным фломастером точку, куда должна попасть пуля. Пару раз отрепетировал попадание, падение, крик, слёзы и прочее. Короче — смонтировал то, что происходит в кадре, до съёмки. А после убил. То есть, снял.

В документалистике внутрикадрового монтажа нет. Точнее — сначала было. Потом долго не было. Далее, с приходом корпораций типа BBC, документалистика опять стала постановочной. Но это тщательно маскируется под документальное кино. К чему это всё? А вот к чему.

Иногда я вижу сцены, которые почти невозможно придумать специально. Они совершенны, в части внутрикадрового монтажа. Обычно такие события стараюсь запоминать. Однако, пару раз в жизни встречалось такое, что нельзя складывать "в стол". Я расписываю этот кадр здесь, потому что это шедевр. Он случился сразу со звуком, идеально освещённый и невероятно безжалостный. Его нужно снимать. Прямо сейчас. Забирайте, кто при деле. Только, прежде чем читать дальше, начните слушать саундтрек. Он правда оттуда. Так сошлось.

Мягкая тёплая осень. Центр курортного города. Тихая улица, вьющаяся берегом моря. Фонтаны, цветы, солнце чуть клонится к закату. Симпатичная пара — из тех, которые соседям всегда нравятся — выходит из ресторана после лёгкого обеда. Они садятся в новый, сверкающий лаком, автомобиль и не спеша едут, любуясь морем, пальмами, друг другом. Едут домой.

Он подшучивает над ней, она смеётся, легонько шлёпает его по затылку. Он включает музыку. Звучит такая знакомая, такая немного неуместная, в этот момент, своей безудержной печалью, "Карузо" в исполнении Иглесиаса. Но звучит несколько иначе, чем всегда.

Совсем. Иначе. Она. Звучит.

Потому что навстречу машине, по противоположной обочине дороги, ползёт на кожаных коленях безногий человек. Он ползёт с перекрёстка, где уже несколько лет подряд, каждый день, просит подаяния. Его рабочий день закончился. Он возвращается домой.

Такая разная дорога домой.