Перейти к содержимому

Февральские Окна 2007 — гонка «отмороженных»

Так и подмывает начать с фразы типа «из золотого фонда отечественного кинематографа». Впрочем, большого преувеличения в словах про золотой фонд не будет. Потому что, на видео — легендарный трофи-рейд 2007 года. Те самые «отмороженные Февральские Окна». Гонка, вошедшая в историю российского офф-роуда, которая запомнилась её участникам и организаторам как предельное испытание для людей и техники.

Пожалуй, для внедорожного клуба «Майкоп Off Road» проведение «Окон» седьмого года стало знаковым событием. Точнее всех это сформулировал один из ветеранов клуба, по окончании соревнований, сказав:

— Более сложной гонки мы уже не сделаем никогда!

Объективности ради, следует заметить, что организаторы сыграли в построении трасс второстепенные роли. Главным режиссёром экстремального спектакля стала погода. Причём, со старта все уезжали в осень ... А дальнейшее развитие событий на дистанции происходило по правилу «терпите, завтра будет хуже». Вот несколько интересных фактов, которые частью превратились в предания.

За сутки, прошедшие с момента старта, температура воздуха снизилась более чем на 30 градусов по Цельсию. Для участников в категории «спорт», стартовавших при нулевой температуре, самое низкое значение термометра составило -32 градуса, на высоте около 1 200 метров.

Расход топлива для автомобилей, лидировавших в категории «спорт», составил более трёхсот литров на сто километров. Отсутствие запасов бензина стало главной причиной досрочного прекращения гонки.

Темпы обледенения машин были такими, что чистить лобовые стёкла не имело никакого смысла. Пилоты ехали туда, куда тянула лебёдка. Хуже всего пришлось экипажам, где были кевларовые стропы. На морозе кевлар моментально покрывался льдом, не гнулся и не сматывался.

Связи с лидирующими экипажами не было. Варианты аварийного схода с трассы не предусматривались. Дмитрий Фриз и Артур Лаутеншлегер с вечера и до глубокой ночи пробивались одной машиной, по целине, к месту вероятной встречи с четырьмя машинами, остававшимися на трассе. Нужно было остановить гонку и вывести спортсменов в базовый лагерь по кратчайшему пути. За несколько сотен метров до вершины горной гряды, по которой проходил маршрут, лебёдка на УАЗе организаторов отказала. Оставшееся расстояние они проползли по пояс в снегу, ориентируясь по звуку приближающихся моторов. Точка встречи с лидерами стала финишем гонки.

Единственный вопрос, который задал Юрий Бедросян, увидев в ночи Диму и Артура, был о топливе.
— Бензин есть? — спросил он.

После объявления о досрочном прекращении соревнований, все четыре экипажа принялись оспаривать решение организаторов. Не сговариваясь, они объявили о том, что продолжат гонку. Руководителям клуба «Майкоп Off Road» с трудом удалось убедить спортсменов закончить дистанцию. На возражение одного из участников о том, что «финиш не здесь», Артур Лаутеншлегер, прочертив линию на снегу, ответил:
— Это финиш. Вы победили. Все.

Машина Ашота Калайджяна, завязнув в очередной глиняной ванне, осталась без передней лебёдки — та попросту сгорела. Пока штурман разматывал заднюю лебёдку и подыскивал крепкое дерево, автомобиль вмёрз в колею. Его вырубили из льда через сутки.

Команда ростовчан эвакуировала одну из своих «боевых» машин самостоятельно. Потеряв на эвакуации неделю времени и несколько единиц тяжёлой техники, включая трелёвщик (водитель которого запил то ли от восторга, то ли от ужаса), руководитель ростовского клуба «Протектор» начал переговоры с руководством вертолётного отряда, о возможной транспортировке машины «восьмёркой». К счастью, столь затратного способа удалось избежать.

Ручей на старте «спорта», в котором пришлось промокнуть всем экипажам, был включён в легенду специально для фотографов и телевизионных операторов. Организаторы до последнего момента сомневались в целесообразности такого решения. Но, представители масс-медиа (в том числе и автор этих строк) требовали зрелищности и убедили руководство клуба в том, что категорию «спорт» надо искупать. Впоследствии, об этом решении Фриза и Лаутеншлегера, участники гонки отзывались наиболее эмоционально.

Для внедорожного клуба «Майкоп Off Road» трофи-рейд «Февральские Окна 2007» стал, пока, самым убыточным соревнованием за всю историю существования. На подготовку трасс для гонки ушло почти три месяца времени, в процессе были задействованы все имеющиеся ресурсы клуба, как человеческие, так и финансовые. В итоге, погода свела все старания майкопчан на нет. Однако, большинство участников тех событий четырёхлетней давности, вспоминает об «отмороженных Окнах» с особенной теплотой.

 

 

Автор сюжета благодарит организаторов и участников трофи-рейда «Февральские Окна 2007» за терпение, понимание и подмогу.