Перейти к содержимому

Самые длинные автогонки в мире

Здесь, в основном, собрана информация об одной гонке, вошедшей в историю под названием Пушечное Ядро (англ. Cannonball Run), но считаю необходимым упомянуть и о других протяжённых дистанциях. Сразу оговорюсь: речь идёт об одноэтапной автомобильной гонке. То есть, участники выходят на старт только один раз и, соответственно, финиш тоже один. Далее перечислю известные соревнования, в некоторой степени соответствующие этому правилу.

24 часа Ле-Мана — пожалуй, самая известная гонка такого рода, она же самая зарегулированная. Протяжённость всегда разная, потому что гонка продолжается 24 часа, как это ясно из названия. Действующий рекорд — 5 410 километров — установлен в 2010 году. Это расстояние более чем в шесть раз превышает дистанцию другой популярной гонки 500 миль Индианаполиса и почти в 18 раз — Гран-при Формулы-1. На данный момент, в мире проводится более десятка автомобильных соревнований по правилам этой гонки.

Один круг Америки Брока Йейтса (англ. One Lap of America)— задумывалась как легальное продолжение Пушечного ядра, после её запрета. Однако, сразу же превратилось в заурядный бизнес-проект. Проводится с 1984 года. Соревнования One Lap of America — это набор гонок на время на гоночных трассах США с ночными переездами между трассами. Требуется минимум два водителя. Автомобили должны быть разрешены для использования на дорогах общего пользования и использовать один комплект уличных шин на протяжении всего мероприятия.

Остальные известные протяжённые автогонки могут похвастаться различными рекордами, однако все они либо многоэтапные, с перерывами на отдых (Дакар); либо являются автопробегами с элементами соревнований (Париж — Нью-Йорк, Экспедиция-трофи и подобные). Другие гонки-сиквелы оставим за рамками данной статьи.


Далее речь пойдёт о Пушечном Ядре

Гонка уникальна тем, что она:

  • проходит в один этап;
  • является нелегальной;
  • не имеет организаторов и судей;
  • не имеет регламента и каких-либо регулирующих документов.

Расстояние от старта до финиша составляет 2 801 милю (4 508 км), в самой короткой версии, и 2 832 мили (4 558 км) в самой длинной.

avtogonka 001

Время старта и финиша засекается с помощью очевидцев, фото и видео. На ранних этапах фиксировалось только очевидцами, поскольку первый раз дистанция была пройдена в 1914 году. Последняя легальная гонка Пушечное ядро проведена в 1979 году, после чего её окончательно запретили власти США.

Формально название Пушечное ядро использовалось только для пяти гонок, проведённых с 1971 по 1979 годы. В тот период соревнования получили значительную известность. В заезде 1979 года участвовало 46 команд.

Маршрут можно выбирать на своё усмотрение. Автомобиль менять нельзя, экипаж менять нельзя. Вот и весь свод нехитрых правил.


Анна Криворучко: история и рекорды гонки

Эрвин Бейкер был королём своего времени в сольных автопробегах. На заре 20 века производители автомобилей и мотоциклов не скупились на эффектную «живую» рекламу, демонстрируя надёжность и возможности своей техники в реальных условиях. Для «рекламных» заездов был нужен пилот, готовый к долгой, тяжёлой дороге и серьёзным испытаниям. Эрвин был именно таким. Только на двухколёсной технике он проехал без малого 900 тысяч километров в рамках официально зарегистрированных пробегов. Один из маршрутов особенно впечатлил своей масштабностью. В 1914 году тридцатидвухлетний Бейкер стартовал в Сан-Диего и поставил перед собой задачу добраться до противоположного побережья Северной Америки в максимально короткий срок. Он наметил маршрут и отправился в неизвестность за рулём мотоцикла Indian.

rekordnaya gonka

В самый первый раз скорость была не столь важна, тем более что на путешествие ушло чуть меньше двенадцати суток. Главная задача выполнена: Эрвин доказал, что это реально. После этого уникального пробега американские СМИ удостоили его прозвища «Пушечное ядро», которое закрепилось до конца жизни. В следующие два года он повторил заезд с востока на запад уже на автомобилях, немного скорректировав маршрут и, конечно, улучшив время. В 1916 году от точки до точки пилот добрался всего за неделю и половину дня.

Последняя успешная попытка трансконтинентального пробега закончилась внушительным рекордом. На автомобиле Graham Эрвин Бейкер проделал уже знакомый путь длиной 2 800 миль (чуть больше 4 500 километров) за 53,5 часа. Гонщик прожил долгую, яркую жизнь и умер 10 мая 1960 года от сердечного приступа. Ему было 78 лет.

avtogonka 002

Эрвин Бейкер оставил след в гоночной культуре США, долгие годы являясь кумиром и примером для подражания. В 1971 году журналисты издания Car and Driver Стив Смит и Брок Йейтс решают повторить маршрут «Пушечного ядра», чтобы отдать дань уважения Эрвину, а заодно выразить протест против повсеместно вводимых ограничений скорости. В компании сына Брока Йейтса и его друга журналисты отправились в путь на минивэне Dodge B200 Sportsman Wagon.

dodge b200 sportsman wagon

За скоростью, конечно, никто не гнался, но технический прогресс дал о себе знать — машины стали надёжнее, комфортнее и быстрее. Рекорд тридцати восьми летней давности пал, экипаж достиг точки назначения за 40 часов 51 минуту. Это время стало первым ориентиром в современной истории.

В том же году состоялся «боевой» заезд с единственным правилом: доехать от атлантического до тихоокеанского побережья на одной машине. В нём приняли участие 8 экипажей, Йейтс и Смит как идейные вдохновители не могли его проигнорировать. Только на этот раз они ехали «на победу» и выбрали более подходящий автомобиль — Ferrari Daytona.

ferrari daytona

Старт был дан в Нью-Йорке. Как и ожидалось, заднеприводный итальянский Gran Turismo с 12-ти цилиндровым V-образным двигателем объёмом 4,4 литра с мощностью 352 лошадинных силы и максимальной скоростью 280 км/ч не имел равных. Экипаж первым достиг финишной точки, гостиницы Portofino Hotel&Marina в Лос-Анджелесе. Секундомер показал 35 часов и 54 минуты. Но подавляющего преимущества спорткар не получил — следующие четверо участников финишировали в течение двух часов.

В следующем 1972 году в журнале Car and Driver выходит статья о гонке. Красочные подробности смелого состязания вызвали неожиданный резонанс. Провести вторую гонку «тихо» не получилось, а внимание полиции к нарушителям скоростного режима обострилось.

avtogonka 003

Как итог, прошлогодний результат не был превзойдён. Первым из 34 стартовавших экипажей финишировал Cadillac Coupe de Ville. Двухдверный седан пересёк континент за 37 часов 16 минут. В этом же году случилась единственная в истории соревнований авария. Водитель одной из машин уснул за рулём и вылетел с трассы. Инцидент закончился переломом руки и парой ссадин, ни один другой автомобиль в аварии не пострадал.

Внимание к автопробегу стремительно росло, и следующая гонка, состоявшаяся в 1975 году, получила небывалый охват в СМИ. Выиграла Ferrari Dino 246 GTS, но рекорда снова не случилось.

avtogonka 004

Последняя «официальная» гонка стала самой масштабной в короткой «легальной» истории «Пушечного ядра». В 1979 году в путь отправились 46 участников. Стартовая точка была смещена чуть восточнее, так что путь немного увеличился. К этому моменту многие поняли, что успех всего мероприятия зависит не только от чистой скорости, но и от подготовки. В машины устанавливали дополнительные топливные баки чтобы не терять время на заправках, монтировали рации, позволяющие слушать полицейскую частоту. Не гнушались и других ухищрений. Один из микроавтобусов был раскрашен в цвета скорой помощи.

avtogonka 005

Машина, кстати, принадлежала Йейтсу. Это уберегло его от лишнего внимания полиции, но не спасло от поломки в пути. Победный экипаж Jaguar XJS и вовсе разыграл настоящее представление. Помимо запаса горючего у них был с собой особый реквизит холодильник с настоящими глазами. Поймавшим их полицейским рассказали трогательную историю о донорском органе зрения, который нужно срочно доставить для пересадки. Звучит не очень правдоподобно, а выглядит вполне. Глазные яблоки, кстати, были позаимствованы у ранее забитой свиньи. Всё представление, похоже, не заняло много времени на дорогу потребовалось 32 часа и 51 минута.

avtogonka 006

После этого гонка оказалась вне закона, а количество желающих выйти на старт только росло. Из соображений безопасности Брок Йейтс принял решение отказаться от организации последующих этапов. Но энтузиастов это не остановило.

Вне закона

У Пушечного Ядра достаточно гонок-подражателей по всему миру и почти все они незаконны. Но главным центром притяжения всё ещё остаётся аутентичный маршрут. С ужесточением правил дорожного движения и появлением автоматических средств фиксации, ставить рекорды становится всё сложнее. Да и плотный транспортный поток в этом точно не помогает. Но любителей острых ощущений всё ещё предостаточно. Мы никогда не узнаем, сколько человек смогло проехать этот путь в режиме «газ в пол» и не побило рекорд, и уж тем более не узнаем о проваленных попытках, суммах штрафов и тюремных сроках за многократное серьёзное превышение скорости. Но последние рекордсмены нам, конечно, известны.

2005

В декабре 2005 года американский раллийный гонщик и телеведущий Алекс Рой совершил тренировочный заезд на своём BMW M5 Е39, время было вполне конкурентным - 34 часа 46 минут.

avtogonka 007

В апреле 2006 года стартовал «боевой» заезд, но возрастной баварец не смог осилить дорогу и остановился в районе Оклахомы отказал топливный насос. Но просто так Рой не сдался и, подлатав «боевого коня», повторил попытку в октябре. Она оказалась успешной, новый рекорд зафиксирован на отметке 31 час 4 минуты. По заверениям Роя, он избегал опасного вождения, и не висел ни у кого «на хвосте». По пути встретилось всего 3-4 фуры, столько же красных светофоров и только один патруль в Оклахоме. Звучит не очень правдоподобно, ведь средняя скорость составила около 145 км/ч, а максимальная примерно 257 км/ч.

2013

Рекорд «простоял» 7 лет, пока в 2013 году Эд Болиан не решился на гонку. Он «загорелся» идеей поставить рекорд ещё в старшей школе, когда лично встретился с Броком Йейтсом и взял у него интервью. Подготовка заняла долгих десять лет. За это время было перепробовано огромное количество автомобилей и детально продумана стратегия. Свой выбор Эд остановил не на привлекающих лишнее внимание спорткарах, а на неприметном, но очень быстром Mercedes CL55 AMG 2004 года.

avtogonka 008

V-образная «восьмёрка» объёмом 5,4 литра и мощностью 500 лошадиных сил давала достаточно скорости, а активная гидропружинная подвеска Active Body Control была способна без проблем выдержать вес троих человек и дополнительного запаса топлива. В багажник машины установили два резервных бака объёмом 200 литров каждый, в основной бак горючее подавалось с помощью дополнительного насоса. Также Mercedes пришлось серьёзно дооснастить.

avtogonka 009

В салоне установили GPS, детекторы и «глушилки» радаров, радиостанции с рациями, способные «ловить» переговоры дальнобойщиков и полиции. Отдельно поработали с оптикой: в салон выведи специальную кнопку для «светомаскировки», с помощью неё можно было отключить заднюю оптику и стоп-сигналы. Это сделано для того, чтобы автомобиль был менее заметен на тёмной дороге.

avtogonka 010

Подумать пришлось даже о фазах луны, и дело тут вовсе не в суевериях и эзотерике. Чем больше ночное «светило», тем легче ехать в темноте сумерки не такие плотные.

Помимо технической стороны вопроса, нужно было решить ещё одну задачу социальную. В современных реалиях невозможно совершить такой стремительный марш-бросок не зная, что ждёт впереди. Заторы, аварии, ремонты и полицейские засады вся эта информация должна быть актуальной и поступать без перебоя. Для этого нужно найти единомышленников, которые будут разведывать дорогу, передавать оперативные сводки, а иногда, возможно, даже отвлекать на себя внимание блюстителей правопорядка.

Когда всё было готово, команда из трёх человек отправилась в путь. В целом, всё прошло без происшествий, но пара эпизодов лишний раз напомнили, что нельзя предусмотреть всё.

avtogonka 011

Первой неожиданностью стало повышенное потребление масла. Две лишних остановки пришлось сделать только ради того, чтобы долить в двигатель выгоревший объём смазки.

Странная и немного комичная история случилась и с финансовой стороной вопроса. У экипажа было с собой совсем немного наличности, но это не должно было стать проблемой. Однако уже на второй заправке банк отклонил операции по кредитной карте. Это оказалось связано с тем, что, по мнению банковских работников, расстояние между двумя точками транзакции слишком большое (более 1300 км), а временной интервал незначительный. При этом никаких подходящих авиарейсов не было. Дать какие-то корректные объяснения бдительному банковскому служащему по поводу своего перемещения в пространстве, конечно, было невозможно. Но карту всё же разблокировали и следующие остановки прошли по плану.

В итоге на все пит-стопы команда потратила около 46 минут, а время на финише составило 28 часов 50 минут. Рекорд состоялся, но хватило его только на 6 лет.

avtogonka 012

2019

Трое фанатов гонки: Арн Томан, Беркли Чедвик и Даг Таббатт решили перебить время на более совершенном автомобиле. По стечению обстоятельств, это тоже оказался Mercedes. Покорять Америку было решено на рестайлинговом E63 AMG в кузове W212. 557 лошадиных сил выглядели, по мнению участников, слишком скромно, поэтому мощность подняли до 700. Подход к подготовке машины была практически идентичен CL55, с той лишь разницей, что штурманы дополнительно использовали тепловизоры и детекторы воздушных судов. Чтобы не привлекать внимание к машине сзади, экипаж пошёл на хитрость. Весь карбоновый стайлинг и часть фонарей были обтянуты плёнкой в цвет кузова. Это позволило замаскировать быстрого немца под неспешный Honda Accord.

avtogonka 013

Над планированием маршрута тоже потрудились время остановок удалось сократить до рекордных 22 минут. Но списать итоговый результат только на это никак не получится, ведь на трансконтинентальное путешествие ушло всего 27 часов 55 минут. Что примечательно, официально ПДД никто не нарушал у команды нет ни одного штрафа за всю поездку, хотя средняя скорость превысила 160 км/ч, а «максималка» составила 310 км/ч.

2020

Пандемия внесла серьёзные коррективы в образ и ритм жизни людей по всему миру. Многие предпочитают лишний раз не выходить из дома, так что дороги стали намного свободнее. Такие условия можно назвать практически идеальными для гонки. Энтузиасты не преминули этим воспользоваться, так что 2020 год оказался невероятно богат на рекорды.

В апреле абсолютной неожиданностью стала новость о том, что анонимный экипаж на Audi A8L улучшил прошлое время на 47 минут. Поездка заняла 26 часов 38 минут. Никаких подробностей ни о себе, ни о поездке обладатели рекорда не раскрыли.

avtogonka 014

Но долго рекорд не простоял. Его побил Фрэд Эшмор, который проделал весь путь в одиночку. Особенно примечательно, что Эшмор решил не тратиться на покупку машины. Он просто арендовал Ford Mustang GT, снял кресла и прикрутил на их место дополнительные бензобаки, увеличив запас горючего примерно на 500 литров. Кстати, сделал он это достаточно аккуратно и потом, вернув сидения на штатные места, без проблем сдал машину обратно в прокат. Фрэд стал первым, кто «разменял» 26 часов. Итоговый результат: 25 часов 55 минут. На стоянки потрачено всего 33 минуты, средняя скорость за поездку невероятные 174 км/ч!

avtogonka 015

Но и это достижение перебили, и произошло это уже через месяц. В мае двое бывших рекордсменов в составе экипажа на E63 AMG спонтанно решили повторить пробег. Но автомобиль пришлось сменить незадолго до этого припаркованный на обочине Mercedes протаранил грузовик, по итогу от машины мало что осталось. Времени выбирать особо не было. Сначала команда хотела попробовать в деле Chevrolet Corvette C7, но автомобиль оказался слишком нервным для такой гонки и пилоты сомневались в том, что смогут довезти его до финиша. До намеченной даты старта оставалось буквально несколько дней, так что решение нужно было принять очень быстро. Автомобиль должен быть не только быстрым, но и максимально стабильным, так что выбор немецкого бизнес-седана вполне оправдан. Только в этот раз на решётке красовалась не звезда, а кольца. Покорять маршрут решили на относительно свежей Audi S6 в кузове С7. Её оснастили в лучших традициях нелегальной гонки, но, по признанию самих участников, 90% всего оборудования было совершенно бесполезно.

avtogonka 016

Традицию с маскировкой тоже решили не нарушать. В этот раз с помощью плёнки удалось создать карикатуру Ford Taurus, популярного у полицейских. Белый цвет седана отлично вписался в визуальную иллюзию.

Экипаж стартовал от гаража Red Ball в 6 часов вечера, на то, чтобы выбраться с Манхеттена они потратили всего 4,5 минуты. Один красный светофор стал самой серьёзной их проблемой, дальше всё прошло достаточно гладко. Большая группа поддержки на дороге уберегла команду от общения с полицией, пару раз взяв «удар на себя». Ночью одному из «скаутов» даже пришлось развернуться через сплошную прямо на глазах у патрульных, чтобы отвлечь их от приближающейся на бешеной скорости S6.

По признанию Дага Таббатта (одного из водителей), гонка могла закончиться на половине из-за того, что никто из участников не знал эту машину достаточно хорошо. Пересекая средний запад, Даг почувствовал, что с управлением что-то случилось. Передняя часть автомобиля начала вибрировать, а перестроения вызывали большие трудности. Первыми под подозрение попали покрышки. Таббатт испугался, что они перегрелись и, вполне возможно, начали разрушаться. В такой ситуации поддерживать скорость под 200 км/ч слишком опасно, поэтому пришлось притормозить и пытаться решить проблему на окологражданской скорости. Когда всё только началось, штурман Эрни спал сзади, его разбудили озабоченные возгласы товарищей. Он увидел скорость около 95 км/ч и практически пустую дорогу впереди и попытался выяснить у напарников, в чём проблема. Вместо объяснений Даг со всей силы дёрнул руль влево и убрал руки с «баранки», машина завиляла по дороге, но очень скоро стабилизировалась и продолжила ехать прямо. Дальнейший диалог вполне может попасть в топ неловких ситуаций.

avtogonka 017

На попытки отключить ассистент ушло около 10 минут, дальше проблем с электроникой уже не возникало. Позже Даг рассказал, что он не очень хорошо знаком с современными технологиями в автомобилях потому что обычно ездит на старом мерседесе начала нулевых годов и таких проблем никогда не возникает. От части потому что его машина странно вибрирует почти всегда.

Гонка продолжилась в штатном режиме. На полупустых дорогах удалось показать невероятную среднюю скорость 177 км/ч, и это с учётом остановок суммарно на 31 минуту. Пик скорости составил около 280 км/ч.

Дорога заняла 25 часов 39 минут, рекорд зафиксирован. Пока повторить это достижение никому не удалось.

«Пушечное ядро» на электромобиле

Кто там говорил, что электромобиль не для длинных поездок? Шах и мат скептикам! Оказывается, трансконтинентальную гонку можно проехать на EV. Да, не так быстро как на машине с ДВС, но всё же. В октябре 2021 года это доказал Раян Левинсон. Подготовка была непростой. Раян заказал новую Tesla Model S с увеличенной батареей и должен был получить её в августе. Теоретически машина была готова к гонке «с завода», но поставка несколько раз откладывалась и в итоге сместилась на декабрь. Пришлось искать другой автомобиль и он нашёлся… в прокате. Левинсон честно признался, что арендует машину для гонки и попросил разрешения поменять колёса. Удивительно, но ему не отказали. Гонщик сменил 21’’ колёса на 19’’ чтобы сохранить больше заряда, взял в напарники своего кузена и отправился в путь. Какое-то время ушло на поиск оптимального соотношения скорости и расхода энергии, но скоро оптимальный темп был найден.

avtogonka 018

Маршрут пришлось планировать так, чтобы на пути всегда были быстрые зарядки. Но даже с учётом коротких стоянок, хоть сколько нибудь приблизиться к рекорду автомобилей с ДВС не получилось. А вот в электрическом зачёте так быстро континент не пересекал ещё никто. Раян уложился в 42 часа 25 минут. Ради забавы Левинсон решил попробовать улучшить время на обратном пути и у него получилось! Тем же маршрутом, но с запада на восток он проехал за 42 часа 17 минут.

Этот рекорд пока не побит.


Олег Парамонов: история одного заезда

Когда Дуг и Арне заметили на встречной полосе полицейскую машину, тормозить было поздно. Они промчались мимо под отчаянный писк радар-детекторов. Это был провал. Полицейский успел измерить их скорость и знал, что они разогнались до 190 километров в час. Сейчас взвоет сирена, им придется съехать на обочину, и гонке конец. Никакого рекорда не будет.

Водители выждали несколько минут, но все было тихо. Тогда Дуг позвонил знакомому, который обещал проверить дорогу перед ними. «Я на заправке, — сообщил тот. — Ваш полицейский стоит рядом со мной, и его рация сходит с ума». Похоже, вместо погони их ждала засада.

«Вскоре видим другого патрульного, — рассказывает Дуг. — Он пролетает по разделительной полосе и встает так, чтобы глядеть в нашем направлении. Но мы спрятались за фурой, и он нас даже не заметил». Опасность временно миновала.

Гонка

Арне Томан узнал о нелегальной гонке через всю Америку, когда был еще ребенком.

«Участие в ней казалось мне абсолютным выражением свободы, — говорит он. — В детстве я смотрел о ней кино, читал статьи и с тех пор все время об этом думал».

Начало гонке положил спортивный журналист Брок Йейтс. В начале 1970-х он задумал побить полузабытый рекорд мотогонщика Эрвина Бейкера по прозвищу «Пушечное ядро», в 1933 году преодолевшего путь от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса за пятьдесят три с половиной часа. Йейтс взял в напарники многократного победителя «Формулы-1» Дэна Гурни и пересек Соединенные Штаты за 35 часов 54 минуты. Такой результат недостижим без нарушения правил дорожного движения, поэтому помимо скорости требовалось умение скрываться от полиции.

За победу в гонке «Пушечного ядра» не дают призов, зато вполне могут дать срок. Несмотря на это желающих повторить заезд Йейтса было хоть отбавляй. К 1979 году популярность гонки достигла пика. Посмотреть на участников собирались огромные толпы, поэтому о конспирации не могло быть и речи.

«В Нью-Йорке на старт, который предполагалось держать в секрете, явился целый духовой оркестр, — вспоминал один из водителей. — Но все это пустяки по сравнению с Лос-Анджелесом. Доехав туда, мы гуляли целую неделю».

После комедии о гонке «Пушечного ядра» с Бертом Рейнольдсом и Роджером Муром в главных ролях о ней узнали даже те, кто не интересовался автоспортом. Это стало началом конца. В 1983 году, через два года после премьеры, пара водителей на Ferrari 308 сумела улучшить результат Йейтса на 3 часа 47 минут. Их рекорд продержался целых 23 года — главным образом по вине полиции, которая взялась за нелегальный спорт всерьез. Обойти заслоны сумело лишь новое поколение гонщиков.

Арне Томан решил участвовать в «Пушечном ядре» после рекорда, поставленного Алексом Роем в 2006 году. Так он познакомился с другими энтузиастами, в том числе с будущим рекордсменом — торговцем Lamborghini из Атланты Эдом Болианом, который добрался до Западного побережья всего за 28 часов 50 минут. Чтобы проехать ту же дистанцию без превышения скорости, потребовалось бы минимум на 20 часов больше.

«Я был одновременно рад и разочарован, — вспоминает Арне. — Рад, потому что узнал о гонке "Пушечного ядра" от человека, который ее прошел. О том, какой был автомобиль, какая стратегия. А разочарован — потому что... ну, как такой рекорд побьешь? Быстрее уже просто невозможно».

avtogonka 019

Эрвин Бейкер по прозвищу «Пушечное ядро» в 1951 году
Фото: AP

Подготовка

Со временем пораженческие настроения прошли, и мечты о заезде вернулись. Напарником Арне стал Дуг Таббатт — такой же горячий любитель гонки, с которым его познакомил Эд Болиан. Они верили, что поставят точку в полувековой истории «Пушечного ядра».

«Выигрывать за счет каких-то минут не хотелось, — говорит Арне. — Мне нужно было, чтобы никто даже не пытался побить мой рекорд и чтобы мне самому не пришлось ехать снова».

На подготовку ушли сотни часов. Арне отвечал за техническую часть, а Дуг был штурманом: он собирал информацию о том, что ждет их в дороге, и разрабатывал возможные маршруты. Чтобы добиться максимальной скорости, путь следовало проложить там, где мало других автомобилей и нет полиции, дорожных работ или заторов. Старт наметили на ноябрь, потому что перед днем Благодарения дороги пустеют. Многое зависело от погоды, поэтому гонщики внимательно следили за прогнозом.

У Арне был опыт тюнинга автомобилей — в свое время он основал компанию, которая этим занималась. Он уверенно выбрал для гонки полноприводный седан Mercedes-Benz E63 AMG 2015 года — по его мнению, идеальную машину для такого заезда. Двигатель мощностью 700 лошадиных сил подвергся основательной доработке. Среди прочего, Арне усовершенствовал турбонаддув, интеркулеры и воздухозаборник. Салон тоже пришлось переделать. Часть заднего сиденья отрезали и поставили на его место холодильник с провизией.

avtogonka 023

Фото: Arne Toman

Оба гонщика считали, что для победы им следует пореже останавливаться. Чем меньше времени потрачено впустую, тем ближе рекорд. Арне позаботился о том, чтобы бензин подольше не кончался, — установил дополнительный 250-литровый бак. Тем временем Дуг прикинул вероятный пробег без дозаправки и составил список подходящих круглосуточных АЗС, которые попадутся на пути. Он подсчитал, что при определенной удаче можно дотянуть до Лос-Анджелеса с четырьмя остановками.

avtogonka 024

Фото: Arne Toman

Оставалась другая проблема — полиция. Арне и Дуг понимали, что нарушают закон, но совершенно не хотели попасться. Их могли ожидать и штрафы, и даже тюрьма, но дело было даже не в этом. Во время такого заезда каждая минута на счету. Если их остановят, о рекорде придется забыть, и тогда все усилия будут напрасны.

Гонщики все тщательно продумали. Для начала Арне оснастил автомобиль двумя различными радар-детекторами, оповещающими о приближении к полицейским радарам. Если они сработают, у водителя будет время сбросить скорость. Кроме них, на Mercedes были лазерный антирадар и авиационная система ACAS, предупреждающая летчиков об опасном сближении с другим самолетом. С ее помощью водитель мог заранее узнавать о появлении рядом полицейского вертолета.

avtogonka 022

Фото: Arne Toman

Второй этап — маскировка. Мощный Mercedes выглядел слишком подозрительно. Чтобы он привлекал поменьше внимания, Арне снял эмблемы и поколдовал над задней частью корпуса. Когда он закончил, автомобиль перестал быть таким узнаваемым. Сзади его можно было спутать с видавшей виды Honda Accord — самой ординарной машиной, на которой не гоняют со скоростью 300 километров в час. Картину довершал ручной выключатель стоп-сигналов. Он полезен, когда нужно скрыть экстренное торможение.

Чтобы следить за полицейскими переговорами, в машине был радиосканер. Кроме того, Арне захватил коротковолновую рацию, по которой можно говорить с дальнобойщиками. Он видел такую у героев старого фильма про гонку «Пушечного ядра» и считал, что им она тоже не помешает. На крышу Mercedes поставили поворотный прицел с тепловизором и дистанционным управлением. С его помощью гонщики собирались следить за препятствиями по ночам. Днем для этой задачи служил бинокль со стабилизацией изображения.

avtogonka 021

Фото: Arne Toman

Рейс

В последний момент к экипажу присоединился еще один участник — студент Беркли Чедвик. Дуг и Арне собирались рулить по очереди, а Чедвику отводилась роль наблюдателя. Он сидел на заднем сиденье, изучая дорогу в бинокль и тепловизор, высматривая машины полиции и другие потенциальные опасности.

10 ноября рейс стартовал. Около часа дня троица на Mercedes выехала из гаража Red Ball на Манхэттене и взяла курс на запад. Перед отправлением Дуг в очередной раз проверил прогноз погоды. Южный маршрут, на который они делали ставку всего пару дней назад, отпадал, зато на севере сложились благоприятные условия. Решили по шоссе I-80 добраться до штата Небраска в центре страны, оттуда через Денвер в штат Юта, затем свернуть на шоссе I-15, через Лас-Вегас приехать в Калифорнию, а там и до Лос-Анджелеса рукой подать. Всего 11 штатов и 4546 километров.

На долгих пустынных участках автомобиль удавалось разогнать до 311 километров в час. Когда на дороге появлялись другие машины, гонщики замедлялись и старались ехать как можно аккуратнее. Меньше всего им хотелось пугать других водителей. Если вести машину чересчур агрессивно и не думать об окружающих, рано или поздно кто-то пожалуется в полицию, и тогда пиши пропало.

Средняя скорость автомобиля, по данным GPS, составляла 166 километров в час — это, конечно, меньше 300, но все равно очень много. В большинстве мест, через которые проходил их путь, запрещалось ехать быстрее 113 километров в час, а максимальный скоростной лимит составлял 129 километров в час. Арне и Дуг превысили допустимую скорость в каждом штате, а кое-где нарушили и другие местные правила — например, касающиеся использования антирадаров и другого оборудования.

Предусмотреть абсолютно все не получилось.

«Мы обнаружили одну переменную, о которой не подумали заранее: олени, — признался Дуг после финиша. — Надо понимать, из-за того, что ни я, ни Арне не охотимся. Нам даже в голову не приходило, что идет сезон охоты. За время поездки мы видели на дороге не меньше 50 сбитых оленей».

Прогноз оказался верным — за весь рейс с неба не упало ни капли. Остановки на заправках напоминали пит-стопы «Формулы-1». Гонщикам ни разу не пришлось задерживаться на АЗС дольше пяти минут. С полицией тоже везло. Как-то раз они избежали ненужного внимания благодаря другому водителю, который пытался обогнать их на своем Hyundai. Полиция остановила его и не заметила настоящих гонщиков.

Но на одной удаче до Лос-Анджелеса не доедешь. Их выручала небольшая армия добровольных помощников, которых завербовали Дуг и Арне. В каждом штате нашлись приятели, энтузиасты «Пушечного ядра», деловые партнеры и бывшие клиенты, готовые помочь советом или заранее проверить дорогу.

«В команде, которую нам удалось собрать, было человек 20 по всей стране, — утверждает Дуг. — Кое-где — например, в Огайо и Иллинойсе — для нас проверили почти весь путь от начала до конца. Все отлично сработало».

Некоторые помощники к прибытию гонщиков лично осмотрели сотни километров шоссе. В штате Огайо Mercedes сопровождали целых пять водителей с радар-детекторами, координирующие свои действия по рации. «Получилось что-то вроде гонки "Пушечного ядра" в миниатюре», — говорит Дуг. В Калифорнии к ним присоединился мотогонщик Карл Риз, когда-то быстрее всех пересекший США на мотоцикле, и очистил шоссе перед машиной Дуга и Арне.

«Кое-кто все же попался за езду со скоростью 210 километров в час, но не мы, а один из наших наблюдателей, —утверждает Дуг. — Причем ему удалось отвертеться от полицейских и избежать штрафа. Он соврал, что просто машина шалит. У него Ferrari, так что в это можно поверить».

Фото: Arne Toman

Финиш

В Скалистых горах гонщики едва не сошли с дистанции. Двигатель, заправленный низкооктановым бензином, застучал и остановился. Когда машина отказалась работать, у Дуга опустились руки. Он написал смс жене и сообщил о провале.

«Ну, думаю, сейчас придется искать какой-то способ добраться домой из этой дыры в Колорадо, — вспоминает он. — Но тут Арне заглушил машину, потом завел снова — и все оказалось в порядке».

Это была не единственная техническая проблема, с которой они столкнулись. Большая часть гаджетов оказалась бесполезна. Говорить по рации было не с кем, радиосканер не работал, потому что полиция почти везде перешла на цифровую шифрованную связь, а система ACAS за всю дорогу не заметила ни одного вертолета. Как часы работал только прицел с тепловизором.

«Получаем через Waze предупреждение о полицейской засаде впереди, проверяем тепловизор — и действительно видим тепло, которое испускает засевший на обочине автомобиль», — рассказывает Дуг.

Впечатление портило только поворотное устройство, которое норовило заесть в одном положении. В итоге прицел решили снять.

11 ноября Mercedes гонщиков остановился у отеля Portofino в Лос-Анджелесе — традиционной финишной точке «Пушечного ядра». Они добрались до нее за 27 часов 25 минут, то есть на 75 минут быстрее, чем Эд Болиан шесть лет назад. На парковке к ним подошел полицейский и приказал водителю держать руки на руле. Затем осмотрел машину и поинтересовался, почему номерной знак прикреплен недостаточно ровно.

Гонщики вздохнули с облегчением. За минувшие сутки они превысили допустимую скорость на 200 километров в час, скрывались от полиции, нарушили законы нескольких штатов и победили в самой незаконной гонке Америки. Кого после этого волнует кривой номерной знак? Определенно не их.

avtogonka 020

Фото: Arne Toman


Михаил Кондратьев: история самых известных заездов

От 11 с половиной дней до 25 с небольшим часов — такова эволюция рекорда неофици­альных транс­конти­ненталь­ных состязаний в США, известных также как гонка Cannonball Run («Пушечное ядро»). Её история началась в 1914 году и продол­жается до сих пор (последние три рекорда были установлены в 2020-м). И все эти годы она остаётся опасным и не слишком законным меро­приятием, для участия в котором нужно быть смелым. Или просто @#$%^&* на всю голову.

Однако ещё в 1970-х неофициальная гонка «Пушечное ядро» проходила более-менее официально. Первый раз — в виде одиночного заезда самих создателей: журналиста и гонщика Брока Йейтса и главного редактора издания Car and Driver Стива Смита. Позже было проведено четыре настоящих состяза­ния с множеством участников, а в 1980-х и даже во второй половине 2010-х «Ядро» на несколько лет воссозда­валось поклонниками.

Однако официальные соревно­вания сопровож­дались и сопровож­даются сольными заездами на время, которые проходят по традици­онному маршруту гонки. Причём быстрейший результат на сегодня — только вдумайтесь! — 25 часов 39 минут (а в 70-х это было 35–50 часов). Это дольше любых гоночных состязаний, не считая много­дневных марафонов, конечно. Но там гонщики ужинают и отдыхают по расписанию, а не справляют нужду непосред­ственно в авто­мобиле на скорости 180 км/ч, как это частенько бывает в «Пушечном ядре».

В чём суть соревнований

«Пушечное ядро» — очень длинная и фактически беспрерыв­ная гонка. Её маршрут идёт от одного побережья США до другого. В разные годы детали этих маршрутов менялись, но суть всегда оставалась одна: старт в Нью-Йорке от гаража Red Ball (Восточное побережье США), а финиш — в Лос-Анджелесе, у отеля The Portofino Hotel & Marina на Западном побережье. Это 4500 километров через материк и, если верить навигатору, более 40 часов пути с учётом скоростных лимитов. Вот только «Пушечное ядро» — история про скорость, а не про ограничения!

Правила едины как для заездов на несколько машин, так и для сольных марш-бросков: автомобиль должен само­стоятельно доехать от старта до финиша. Транс­портировать его, например на автовозе, или менять на другой запрещено.

Какие требования к машинам? Вообще никаких! Можно ехать на чём угодно, с любыми доработками, в составе любого экипажа, а также по любым приглянув­шимся дорогам. Хотите выиграть — мчите на такой скорости, на какую хватит смелости, и думайте, как избежать трафика. Проблемы с полицией? Участники решают их самостоятельно. Безопасность? Пфф...

С чего всё началось

Точнее, с кого: с петролхэда Эрвина Джорджа Бэйкера по прозвищу Пушечное ядро — гонщика и путеше­ственника, которому принад­лежат почти полторы сотни рекордов в пробегах по США и за их пределами. Общая дистанция, преодолённая им только на мото­цикле, состав­ляет примерно 890 тысяч кило­метров. Средне­стати­стиче­ский водитель проедет столько же за полвека!

us mexico

Эрвин «Пушечное ядро» Бэйкер

Бэйкер посвятил немало времени идее транс­конти­ненталь­ных путе­шествий. Побывав в поездке протяжён­ностью 23 тысячи километров, на преодоление которых ушло три месяца, в 1914 году 32-летний энтузиаст отправился из Сан-Диего на мотоцикле марки Indian с един­ственной целью — добраться до противо­положного побережья настолько быстро, насколько это возможно. Но валить сломя голову в планы Бэйкера не входило, поэтому, определив­шись с маршрутом, он спрятал в нескольких местах канистры с топливом, чтобы не застрять посреди какой-нибудь глуши. И все дороги на его пути были в лучшем случае грунтовыми.

И Эрвин справился! Правда, за не слишком впечат­ляющие сегодня 11 с половиной дней. Уже через год он отправился в пробег от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка на авто­мобиле Stutz Bearcat, завершив поездку немного быстрее (11 дней и семь часов), а в 1916-м повторил путеше­ствие на родстере Cadillac 8 и уложился всего в семь с половиной дней.

stutz

Эрвин Бэйкер и Stutz Bearcat

В 1933 году за рулём автомобиля Graham и в последнем своём марш-броске Бэйкер установил рекорд, который продержался 38 лет: 53 часа 30 минут. Достижения Бэйкера обеспечили ему места в авто­спортивных залах славы и сердцах авто­любителей на десяти­летия. И вот в 1971 году журналист-гонщик Брок Йейтс и главред издания Car and Driver Стив Смит решают повторить пробег леген­дарного Бэйкера. Захватив сына Йейтса с его приятелем, отправляются с Восточного побережья на вэне Dodge.

orig 010

Dodge B200 Sportsman Wagon

Их путешествие и последующие состязания являются одно­временно данью памяти Бэйкера и протестом против ввода ограни­чения максимальной скорости 89 км/ч по всей стране. В те годы власти попробовали таким способом снизить потреб­ление топлива на фоне сильно растущего импорта нефти, но в итоге план оказался провальным.

Первый пробег был мало похож на гонку. Зато благодаря этому заезду появляется точка отсчёта после Бэйкера: 40 часов 51 минута. В том же 1971-м прошёл и первый соревно­ватель­ный заезд — с восемью экипажами на двух вэнах Chevrolet и Dodge, спорткарах MGB и AMC, а также на Cadillac De Ville и Ferrari Daytona. В последней поехал сам Йейтс и его напарник. Ещё четверо участников отправ­ляются на автодоме, но соревно­ватель­ных целей они не преследовали, поэтому их результат превысил 57 часов.

orig 020

Ден Герни и Брок Йейтс и их победная Ferrari Daytona

Экипаж Йейтса пришёл к финишу первым и установил новый рекорд: 35 часов 54 минуты! И не сказать, что победа досталась Феррари легко: первые пять мест закончили заезд с разницей менее двух часов. Есте­ственно, половина участвующих машин получили кучу штрафов за превышение скорости, а один экипаж вообще сошёл с дистанции.

А в 1972-м выходит номер Car and Driver, в котором подробно рассказано о «Пушечном ядре», и популяр­ность гонки начинает набирать обороты.

В том же 1972 году на старт вышли более двух десятков экипажей. И именно в 1972-м случается един­ственная серьёзная авария за время «официаль­ного» проведения гонки: полностью женский экипаж на Кадиллаке вылетел с дороги и пере­вернулся, после того как водитель уснул за рулём.

orig 025

Участники Cannonball Run в Манхэттене, 1972 год

После относительно официальные заезды проводились в 1975-м и 1979-м. Рекордное время гонки было установ­лено в последний год экипажем из двух человек на 12-цилинд­ровом Jaguar XJS: они преодолели дистанцию за 32 часа 51 минуту. Причём в 1979-м участники стартовали из городка Дэриен, Коннек­тикут, что ещё немного дальше традици­онной отправной точки в Нью-Йорке. Всего участие в «Пушечном ядре» 1979 года приняло 46 команд.

Победителям, кстати, помог не только могучий двигатель спортивного «Ягуара». К тому моменту участники поняли, что авто­мобили необходимо готовить к заезду. Как минимум, обзавестись рацией и допол­нитель­ным приёмником, чтобы можно было подслушивать полицейских.

Разумеется, многие устанавливали ещё и допол­нитель­ные баки или брали канистры с топливом, но нужно было ещё как-то решить вопрос повышенного внимания, прико­ванного к автомобилям, на бешеной скорости несущимся через всю страну. Ведь каждая остановка полисменами не только угроза штрафа или задержания, но и драгоценное время.

Что же сделали хитрецы на XJS? Взяли с собой переносной холодиль­ник. Когда их поймала на превышении полиция, они заявили, что везут на операцию глаза, чтобы спасти зрение ребёнку, поэтому так гонят. Для пущей убедитель­ности в холодиль­нике действи­тельно лежали глаза... Свиные.

orig 007

Победитель «Пушечного ядра» 1979 года Jaguar XJS

Сам Йейтс тоже поучаствовал в гонке в 1979-м и тоже решил схитрить: он поехал на вэне Dodge в «ливрее» скорой помощи. Но по пути машина сломалась, и на рекордное время он уже не претендовал.

«Пушечное ядро» в кино

Уже в середине 1970-х Йейтс начал работать над сценарием фильма по мотивам «Ядра», однако его опередили. Причём сразу дважды: в 1976 году вышли две киноленты, которые в комедийной форме обыгрывали гонку (Cannonball и The Gumball Rally). И только спустя пять лет на экранах появляется «официаль­ное» кино The Cannonball Run с участием самого Йейтса (и Джеки Чана!), а позже были сняты ещё два сиквела.

В начале 2000-х запущено телевизионное шоу с соревно­ваниями на отдельных участках традиционного маршрута.

Гонки-подражатели

Брок Йейтс решил больше не организо­вывать «Пушечное ядро», побоявшись, что рано или поздно это приведёт к чьей-то смерти. Однако поклонники транс­континенталь­ного соревно­вания на опасения Йейтса не обращали внимания и уже в 1980-м вышли на старт так называ­емого U.S. Express — с маршрутом от Бруклина до Санта-Моники, протяжён­ностью почти 4600 километров.

В заключительной, третьей гонке U.S. Express 1983 года победу одержали Даг Тёрнер и Дэвид Дим на Ferrari 308 GTS 1980 года, побив рекорд «Пушечного ядра»: 32 часа 7 минут. Некоторые критико­вали их за нарушение правил, потому что в пути они пользо­вались поддержкой с самолёта, откуда пере­давали развед­данные. Но на самом деле они не нарушили главное и, по сути, един­ственное правило гонки — доехать до финиша на одном автомобиле. Поэтому рекорд вполне честный.

podrajateli

Даг Тёрнер и Дэвид Дим

Были у «Пушечного ядра» и другие гонки-сиквелы. Например, марафон 2904, в котором участникам нужно было пройти 2904 мили за рулём авто­мобиля стоимостью не более 2904 долларов. При этом в сумму должны были входить и затраты на поездку: топливо, еда, платные дороги, ремонт и штрафы. Потратить какую-либо сумму сверх лимита допускалось лишь на улучшение безопас­ности и любые связанные с ней моди­фикации, включая доработку подвески и новые шины, а также свет или щётки стекло­очистителя. Меро­приятие проходило с 2007 до 2017 год.

Во второй половине 2010-х (2015–2019 годы) проводились гонки C2C Express, к участию в которых допускались машины, выпущенные до 1980 года и стоимостью в пределах трёх тысяч долларов. Это одно­временно возрождало дух путе­шествий на машинах тех лет и делало состязание относи­тельно доступным для желающих.

Если за время проведения заездов 2904 лучшим результатом стали 32 часа 5 минут (это на две минуты быстрее рекорда 1983 года), установ­ленные на «Мерседесе» S55 AMG, то в последнем марш-броске C2C Express парочка на старом «Мустанге» справилась за 31 час 47 минут! Причём в 2019-м гонка проводилась по более длинному маршруту, как и заключи­тельное «Пушечное ядро» 1979 года. Всего на старт вышло 33 команды, а до финиша добралось 24.

Правда, все эти «соревнования» были не очень легальными.

cobra

1979 Ford Mustang Cobra, машина-победитель C2C Express 2019 года

Трансконтинентальное соло

Брок Йейтс, комментируя когда-то собственное решение не проводить больше «Пушечное ядро» из соображений безопас­ности, всё же добавил:

«Если кто-то хочет попробовать — дороги открыты».

Есте­ственно, кое-кто захотел. Причём одним-един­ственным экипажем или вообще без напарников.

В 2006 году трое друзей на подержанной BMW M5 справились с маршрутом от Нью-Йорка до Санта-Моники за 31 час и четыре минуты, в 2013-м экипаж на «Мерседесе» CL55 AMG улучшает результат до фанта­стических 28 часов 50 минут. Одним из трёх в той машине был Эд Болиан — большой поклонник и освети­тель «Пушечного ядра», неодно­кратный участник пробегов.

Почему мы выделили именно Эда? Да потому что Болиан готовился к марш-броску по традици­онному маршруту (как в гонке 1971 года) очень тщательно. Он рассчитал буквально всё и учёл даже фазы Луны, чтобы было чуть легче ехать ночью, а по пути команда пользовалась поддержкой полутора десятка «скаутов», переда­вавших информацию с пред­стоящих отрезков дорог.

orig 003

Автомобиль, на подготовку которого потратили девять тысяч долларов, получил два допол­нительных бака на 200 литров, GPS-оборудо­вание и радар-детекторы, а также радио­станцию и кнопку, выключающую задние фонари для допол­нительной ночной маскировки. И вы только вдумайтесь: средняя скорость двух­дверки (на дорогах общего пользо­вания!) превысила 150 км/ч! Повторять такое, конечно же, не надо, но впечатляет. Отдыхали члены экипажа примерно по 40 минут, а остановки за всё время поездки заняли не более 46 минут.

orig 006

Заезд очередной троицы, опять на Мерседесе, состоявшийся в 2019 году, улучшил рекорд ещё почти на 1,5 часа. Это был дора­ботанный 700-сильный E63 AMG с допол­нитель­ными баками и всем «шпионским» оборудо­ванием, включая тепло­визор и маскировку задних фонарей, которая делала четырёх­дверку похожей на Honda Accord. Время: 27 часов 25 минут. Без штрафов и практически без остановок (всего 22 минуты без движения).

orig 009

А в 2020-м рекорд обновился трижды! В апреле стало известно о заезде на Audi A8 с результатом 26 часов 38 минут. Команда, осуществившая это, пожелала остаться анонимной. Ещё быстрее — за 25 часов 55 минут — справился Фред Эшмор на Ford Mustang GT 2019 года.

Примечательно, что Эшмор использовал арендо­ванную машину, в которой установил на место пассажирских сидений топливные баки объёмом почти 500 литров. И сделал это так, чтобы потом можно было бесследно вернуть всё на место и сдать автомобиль. Без движения на маршруте он провёл всего 33 минуты, а средняя скорость составила 174 км/ч. И да, он сделал это в одиночку!

orig 017

Фред Эшмор

Всего на несколько минут достижение Эшмора превзошли в мае 2020 года — сделали это Арн Томэн, Даг Таббатт и Данадел Дэриуш. Первые два — авторы рекорда 2019-го на E63 AMG, но на сей раз они взяли Audi S6 2016 года. Седану доработали двигатель (отдачу довели до 600 сил), добавили бак на 250 литров и камеру с тепло­визором, а также заклеили оптику таким образом, чтобы автомобиль походил на полицей­ский Ford Taurus. Для пущей убедитель­ности на нос прицепили даже эмблему «Форда». На маршруте им помогали 18 стационарных наблюда­телей и пандемия коронавируса (немного), из-за которой дороги весной были свободнее, чем обычно.

orig 016

Результат и актуальный рекорд сумасшедшего транс­континен­таль­ного броска длиной свыше 4,5 тысячи километров: 25 часов 39 минут со средней скоростью 177 км/ч.


Источники информации: wikipedia.orghotcars.comdrive2.ruyoutube.comauto.rureddit.commotor.rusomanyhorses.rulenta.ruallamericanracers.comcannonballjack.comwired.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *