День Победы 9 мая — день большого аншлага у подножия перевала Аишхо. К нескольких памятным знакам, установленным на склоне в разные годы, устремляются мобильные группы местных жителей, на самой различной технике — от гусеничных импортных монстров до автомобилей, выпущенных полвека назад.
Дорога к перевалу временами превращается в экстремальное направление, поэтому даже обычный разъезд встречных транспортных средств не всегда возможен. Отсюда поломки двигателей и мостов в единственной колее, пробки, лёгкое непонимание и потери времени на ожидание возможностей для движения.
Верхняя дорога к перевалу Аишхо перекрыта лавинными сходами. 8 мая 2015 года, 7 часов утра.
Выход подсказал ещё Артур Шопенгауэр: чтобы избежать суеты, нужно выезжать на Аишхо 7 мая, вечером. И рано утром, 8 мая, не спеша прогуляться по окрестностям и подняться на перевал. Сказано — сделано.
Граница лесной и альпийской зон, на походах к перевалу Аишхо. Большой Сочи, 8 мая 2015 года, 8 часов утра.
Идеально продуманный план не исполнился только лишь потому, что количество снега в этом сезоне, в горах Большого Сочи превысило все ожидания. Сравнительно снежная зима и холодная весна не позволяют лету стащить белое покрывало с предгорий Большого Кавказского хребта — замысловатая метафора, но суть понятна. Холодно, снежно, сложно.
В тени леса, под деревьями, снега иногда выше пояса. В альпийской зоне меньше, но структура неоднородная, и без снегоступов к перевалу не подобраться.
Жаль, но не критично. Погода совершенно не способствовала съёмке, внизу накрапывал дождь, вверху срывалась снежная крупа. В следующий раз будет лучше.
Примечание для местных: время пешего подъёма от Семиколенки до обелиска — 50 минут, с фотографированием. Наряд пограничников прошёл эту дистанцию за 40 минут, с табельным оружием. Вывод: отличная тропа для прогулок на свежем воздухе.