Перейти к содержимому

Аланское наследие — отчёт об экспедиции

Примечание kavkazoff.ru: отчёты о внедорожных экспедициях часто страдают либо крайней лаконичностью, либо напротив — огромным количеством материала, которые публикуется с минимальной обработкой (или вообще, без неё). Дневник, опубликованный на сайте наших коллег — ровно «золотая середина». Правда, на сайте-первоисточнике его прочесть сложно, из-за проблем с вёрсткой и прочими узкоспециальными траблами. Поэтому, отчёт опубликован здесь, как есть, полностью.

Аланское наследие — дневник экспедиции

Слово летописцам. Журнал вела Александра Байталюк, автор текста Светлана Сорокина. Фотографии Андрей Щукин и Максим Малинин.

Аланское наследие — дневник экспедиции

В экспедиции участвовало 9 полноприводных автомобилей с небольшим тюнингом в виде установленных силовых бамперов, лебедок, и экспедиционных багажников. Не все машины прошли специальную подготовку и трое стартовали в "стандарте". Также нас поддержал Краснодарский внедорожный клуб на подготовленных Тойоте Лэнд Крузер 80, Соболе и Гелендвагене.

Аланское наследие — дневник экспедиции

Все машины достойно прошли маршрут, серьезных поломок не случилось. Думали, что будут трудности с Туарегом и Дискавери, ведь по сути это паркетные машины с нежными деталями и маленьким клиренсом, но убедились в обратном. За счет пневмосистемы и Touareg и Discovery смогли весьма значительно увеличить свой дорожный просвет и преодолеть каменистые участки дорог и глубокие колеи. При передвижении по грейдеру, в них ощущался комфорт на очень высоком уровне, в отличии, например, от Патриота, даже со сниженным давлением в шинах.

4

3 мая 20015 года. 1 день

6:00. Подъем дежурных, 7:00 завтрак в предвкушении начала экспедиции, 8:00 сбор лагеря, 8:20 инструктаж. Определяем рабочие моменты: график дежурств, порядок движения в колонне. Напоминаем цели нашей экспедиции - съемка фильма, поясняем правила поведения и в 9.30 выдвигаемся на встречу с Тенгизом - нашим проводником, операторами местного канала и ребятами из МЧС.

10.00. Приехали на место встречи. Когда вся колонна встала на стоянку в своем порядке – зрелище было впечатляющее. К 10.30 подтянулись ребята из внедорожных клубов 4х4 Краснодара и Нальчика.

5

СТАРТ. ЭКСПЕДИЦИЯ НАЧАЛАСЬ

11.00. Приехали к заброшенному санаторию, набрали нарзана. Буквально сразу после первого перевала, не умея тормозить двигателем, Александр - водитель Туарега - перегрел систему, и у него пропали тормоза. Осмотр показал, что лопнул задний тормозной шланг. Запасного не было. Оставалось только его пережать и двинуться дальше. В таком состоянии машина спокойно проехала весь путь. Наверное, Туарег, хотел сказать, что ему предпочтительней городские пейзажи, нежели высокогорье.

12.20. Впереди долгая 4-часовая дорога и первый 3-х тысячник. Самая северная граница Кабардино-Балкарской Республики - плато Танзол на высоте 2800 метров, северный склон Эльбруса и, по его западное плечо, Черекское ущелье. Наша задача - доехать до подножья Эльбруса и прогуляться по местам, где в ущелье, плотно примыкающем к Дигории, Аланы дольше всего смогли сохранять свою независимость.

6

14.40. Фотографируемся на фоне двуглавого Эльбруса. Повезло, что он не в облаках, а это хорошая примета. Во время подъема по коварной горной дороге Шевроле ловит под капот камень. Извлекаем и дальше вверх.

17.00. Доехали до Джылы-Су. Сходили на экскурсию к термальным источникам и водопаду Султан. Джиперы из Краснодарского края поехали проверять возможность пробиться через перевал Шаукам, который в это время не факт, что пригоден для проезда. Сейчас май, а это время, когда в горах тают снега и возможен сход обвалов, лавин и селей. Многие дороги могут быть перекрыты или смыты в самый неожиданный момент. Мы же завтра стартуем в объезд через Канжальское плато.

Вечер прошел отлично, несмотря на ветра. Удачно натянули тенты между машинами, так что ненастье было нам не страшно. Утром всем хотелось встретить рассвет, но, увы, погода нас подвела.

Аланское наследие — дневник экспедиции

Кстати, краснодарцы тем временем пробили коридор через снежную лавину высотой в 3 метра на перевале Шаукам и открыли проезд. Другим джиперским клубам это оказалось не по зубам.

Аланское наследие — дневник экспедиции

04 мая 2015 года. 2 день

8.00. После завтрака пошли гулять к Кара-Кайскому водопаду. Вода бьет с такой силой, что кажется, будто горы вырастают под ее натиском. Настолько зарядило положительными эмоциями и силой, что вся команда, как дети, принялась играть в снежки и валяться в снегу, образующемся вокруг из водопадных брызг.

8

Выдвигаемся на маршрут в десять утра и к пяти вечера прибываем на стоянку в Тызыльском ущелье. Обрыв около 200 метров захватывает дух и еще долго не отпускает чувство восторга. Короткая остановка, интервью для местного канала, совещание организаторов экспедиции и дальше на Тырныауз, в который въехали уже в сумерках.

Этот некогда крупный и густонаселенный город удивил и покорил - вокруг огромные горы и он кажется таким беззащитным. Сейчас же, его можно сравнить с городом-призраком.

Аланское наследие — дневник экспедиции

22.00. Встали в оборудованном кемпинге. Очень уютное место, поляна для палаток, кухня-беседка, туалет, душ, горяча вода. Сидели возле костра, смотрели на изумительное звездное небо, делились мечтами и планами, рассказывали о своих путешествиях. Незаметно пролетело время, легли аж в час ночи.

9

05 мая 2015 года. 3 день

6.30. Очередной ранний подъем и выезд в 9 утра. Через 30 минут подъезжаем к подъемникам на Эльбрус. Поднялись на 3 тысячи. Был сумасшедший снег, все белым бело, резало в глазах. До самой высокой доступной точки для катания на лыжах и сноубордах («Приют-11», 4200м) можно добраться от станции «Мир» на ратраке. Весь комплекс канатных дорог «Эльбрус» состоит из трех очередей:

Первая очередь – маятниковая дорога «Эльбрус-1» от станции «Азау» (2300м), до станции «Старый Кругозор» (3000м), длина дороги – 1900м., время подъема 10 минут.

Вторая очередь – маятниковая дорога «Эльбрус-2» от «Старого Кругозора» (3000м), до станции «Мир» (3500м), длина дороги 1800м, время подъема 10 минут, на которой остановились мы.

Третья очередь - однокресельная дорога «Эльбрус-3» от станции «Мир» (3500м) до станции «Гара-Баши» (3780м), длина дороги 1000м, время подъема 15 минут.

Наш проводник Тенгиз Мокаев рассказал, что на самом деле это вулкан, который окружен 24 ледниками, а последнее его извержение было 2,5 тысячи лет назад. Сила его была настолько огромна, что камни отлетали на 600 километров. Посетили Музей обороны Приэльбрусья. Всего заняло это около1,5 часов: рассказ и, ну, куда же без них, фотографии.

Аланское наследие — дневник экспедиции

Интересный факт: В 90­е годы прошлого века группа энтузиастов захотела попасть в Книгу рекордов Гиннеса, для чего втащила на Эльбрус «Лендровер». При спуске канаты не выдержали, и машина улетела с горы в пропасть. Автолюбители - альпинисты не растерялись и отправили в офис Книги рекордов заявку на самое высокогорное дорожно­транспортное происшествие. И попали­-таки в эту самую рекордную книгу.

11.00. Возложили цветы на мемориал погибшим советским солдатам.

12.00. Вернулись в лагерь, собрались и двинулись в путь снова через Тырныауз. Кстати, там проходит автомобильная дорога «Баксан-Эльбрус». Можно немного расслабиться после полного бездорожья.

Аланское наследие — дневник экспедиции

14.00.Через перевал Актопрак, где в природных декорациях снимали фильм «Земля Санникова» на границу Эльбрусского района в древнее балкарское селение Эльтюбю, или, по-другому, Верхний Чегем, расположенное на левом берегу реки Чегем.

Аланское наследие — дневник экспедиции

Это родина великого балкарского поэта и мудреца Кайсына Кулиева. Здесь много интересных памятников старины: фамильная башня Балкаруковых, сторожевая башня XVII века, камень позора, к которому, по преданиям, в средние века привязывали преступников. Вдоль речки Джилги-Су расположены остатки греческих храмов, вырубленных в скалах.

Село Эльтюбю известно всему миру благодаря древнейшему памятнику - Городу Мёртвых, средневековому некрополю, построенному в X - XVII вв. н.э. Выглядит в высшей степени загадочно: мавзолеи не имеют дверей, только маленькие окошки.

Аланское наследие — дневник экспедиции

17.00. Поехали преодолевать Думалинский перевал. Путь был сложным, многие машины завязли в грязи, однако, дружными усилиями и слаженной командной работой всех вытащили.

Аланское наследие — дневник экспедиции

Один из участников экспедиции, Андрей Карасёв, водитель Митсубиши Паджеро Спорт, уже после окончания написал нам:

«Этот перевал для меня был одним из ярких впечатлений экспедиции. Адреналин, взаимовыручка, неизвестность впереди... А самое главное люди. Ведь именно в сложных ситуациях раскрывается человек. Огромное спасибо Антону. Я несколько растерялся, когда съехал в ручей, грунт был настолько вязкий, что я боялся машину вместе с верхнем слоем грунта с водой стащит вниз. Пытался снять ногу с педали тормоза, поставить на паркинг и выйти, а фиг. Машина потихоньку стала сползать вниз. Так что в общем то были на грани на самом деле. Потом, наверное, это все ходом легко проехалось, но я свою долю адреналина получил, ну и что впереди было неизвестно. Антон в этот момент мгновенно сориентировался и стал строить дорогу таскал камни, укреплял, чтобы вбок вниз опять не стащило. Ну и Саня конечно подтянулся, стал помогать и др... Денис с Никитой показывали силовые упражнения с 20 литровой канистрой... В общем спасибо ребят! С вами я бы в разведку пошел... а уж в следующие экспедиции, путешествия счел бы за честь...».

Сохранен оригинальный текст сообщения.

Аланское наследие — дневник экспедиции

Уже ночью удалось спуститься в Безенгийское ущелье и подняться к альплагерю Безенги. В лагере работает бар, продуктовый магазин, магазин сувениров и некоторого снаряжения, прокат, прачечная, всегда горячий душ, умывальники и туалеты. Есть национальный балкарский музей и медицинский пункт.

06 мая 2015 года. 4 день

11.00. Прогулка к береговой марене по Безенгийскому леднику и по ущелью Мижерги. Безенгийский ледник, он же «Безенгийская стена» - это 13 километров льда, снега и скал, поднятых выше четырех тысяч метров.

Аланское наследие — дневник экспедиции

14.00. Выехали с Безенги к Верхней Балкарии. Сначала вниз по ущелью, затем наверх к замку Джабоевых. Не без помощи ребят из МЧС осмотрели руины. Стоит им отдать должное, где бы ни был хотя бы один человек из группы, они всегда оказывались рядом, пристально наблюдая, и в любой момент готовые оказать помощь.

17.30. Направились в Верхнебалкарскую котловину. Горные дороги предполагают постоянное движение по серпантину, чередование затяжных спусков и подъемов. Многим участникам пришлось учиться водить в таких условиях - подбирать нужную передачу из прямого или пониженного ряда коробки передач перед каждым штурмом подъема. При спуске многие впервые учились тормозить двигателем, минимально пользоваться педалями для сохранения от перегрева дисков и ресурса колодок.

Аланское наследие — дневник экспедиции

18.15. Посетили Голубые озера, расположенные на северном склоне Скалистого хребта в нескольких километрах от слияния двух крупных рек Черека Балкарского и Черека Безенгийского. Озеро расположено в долине, на которую выходят два крупных ущелья - Балкарское и Безенгийское и увидеть его можно лишь подойдя совсем близко. Настолько плотные вокруг заросли дуба, граба, ольхи и цветущей весной азалии понтийской.

19.00. Приехали к месту стоянки. Встали на развалинах заброшенного аула Шканты возле башни Амирхан-кала неподалеку от аланских могильников. Посетили местное кафе. Очень было вкусно и антуражно. Спасибо хозяевам за радушный прием.

Аланское наследие — дневник экспедиции

7 мая 2015 года. 5 день

10.00. Основная группа выдвигается в заповедник Штулинская поляна. Двое остаются отбиваться от коров и охранять лагерь.

Аланское наследие — дневник экспедиции

11.40. Прибываем в заповедник и занимаемся фильмом. Очень красивое и подходящее во всех отношениям место для съемок, преодоления бездорожья машинами и теста шин от спонсоров. Все условия: и грязь, и снег, и камни, и спуски, и подъемы. Резина отлично показала себя.

16

16.00. Приехал историк. Рассказал очень много об истории здешних мест, ответил на многочисленные вопросы об Аланах. Недалеко отсюда, несколько лет назад была найдена расщелина, а в ней черепа, принадлежащие людям разных полов и возрастов, а чуть дальше - обыкновенные могилы. Кто таким образом хоронил людей и почему - до сих пор загадка.

8 мая 2015. 6 день

10.30. Выдвинулись. Закупили местного вкусного вина домой. Выбились из графика на 1 час.

11 2

Проехали к трём аланским надгробиям на верхних террасах. И тут начались проблемы у УАЗов. Сначала один из них застрял. Затем при подъеме по каменистой дороге, из-за установленного в заднем мосту самоблока, второй Патриот методично сломал одну за другой обе усиленные полуоси. Ремонт был произведен оперативно - через 40 минут сломанные железки с помощью длинной хворостины заменили на штатные и путешествие продолжилось.

Спустились в селение, почтили память местных жителей, погибшим от геноцида в 1942 году.

17

Дальнейший маршрут прошел через Суканское ущелье и перевал Мехтиген к месту ночевки - самому южному горному селению республики – Ташлы-тала.

Расставили палатки. Тенгиз много рассказывал о местных достопримечательностях и культуре. Лил дождь, было немного грустно, что завтра уже окончание нашей экспедиции.

Аланское наследие — дневник экспедиции

9 мая 2015 года. день 7

Заключительный день. Вручили проводнику Тенгизу наш флаг в знак признательности и благодарности, долго прощались с местными. Также, поблагодарили и проводили МЧС. Спустились в Нальчик, где шло широкое празднование Дня Победы. Много людей: все нарядные, с цветами.

19

Эта экспедиция - первая в нашей организации. Конечно, что-то шло не по плану, но это огромный опыт для будущих поездок. В следующем году мы отправимся в Осетию, где продолжим идти по следам аланов. Ведь согласно многочисленным источникам, сердце их цивилизации до сих пор остаётся именно там.

20

А совсем скоро можно будет увидеть наш первый документальный фильм, кадры для которого мы снимали на протяжении всей вышеописанной экспедиции. Операторы Юрий Талызин и Никита Тимофеев "Rainy Day Studio".

Трейлер фильма

Экспедиция «Аланское наследие» спланирована и проведена Автономной некоммерческой организацией развития туризма «Дух свободы» под руководством Ивана Чистова.