Перейти к содержимому

15 июля: ручей Деленкичан

Сразу уточню: ручей Деленкичан может довольно быстро становиться рекой, впрочем как и все подобные ручьи в горах. Кроме того, в разных источниках он может называться по-разному — и Делинкичан, и Дилинкичан, и даже Дилинкичен. От кого-то из местных я услышал вариант Деленкечен. Хорошо хоть, что во всех случаях ударение на последнем слоге.

Однако, ход событий от этого никак не меняется. Утром 15 июля выходим вверх по ручью и теперь нас трое. Михаил остаётся в своей избе, наводить порядок и готовить жилище к долгой якутской зиме. Мы спешим набрать высоту и пройти самые сложные места ущелья, пока позволяет погода.

стартуем на Делинкичан

Пора, кстати, сказать несколько слов о группе: нас трое, компанию мне составили отец и сын Шабалкины, Юрий и Владимир (слева). Старший — профессиональный охотник и рыбак, младший — прошёл службу в спецназе, участвовал в боевых операциях, сейчас сотрудник МЧС. Мы все выросли на Крайнем Севере, но я уехал «на материк» в 1993 году. А Шабалкины по-прежнему живут в Якутии.

отец и сын Шабалкины

С Юрой мы прошли этот маршрут 27 лет назад, в 1992 году. Целью была гора Палатка, вершина на востоке Якутии. Тогда мы не дошли до неё 5 километров — 2 августа у подножия нас накрыло сильным снегопадом и обстоятельства не позволили продолжить маршрут. Сейчас задача проще — пройти по местам «боевой славы», снять видео и фото с тех же ракурсов. И по возможности, зайти на Палатку.

Делинкичан в нижнем течении

Долгосрочный прогноз по метеостанции Агаякан обещает нам три недели дождей: небольшой дождь, просто дождь, ливень, гроза и два дня без осадков. Сама по себе вода с неба не пугает, но ручьи и реки в паводок могут стать непреодолимым препятствием. Тем не менее, другой дороги у нас нет. На снимке — ручей Деленкичан в малую воду.

нижнее течение Делинкичана

В середине дня попадаем под дождь, который довольно быстро заканчивается. Обедаем на живописной поляне, рядом, под скалой, обнаруживаем склад пустых бутылок из под шампанского. Так здесь веселятся охотники, приезжающие зимой из Якутска. Некоторые едут даже «с материка». Охота на Деленкичане привлекает всё больше «состоятельных господ» ...

охота на Деленкичане привлекает сюда самых разных людей

Рассказ каюра о том, что через 5 километров ущелье смыкается до ширины в несколько метров и остаётся таким до самого перевала, не соответствует действительности. За исключением нескольких участков, здесь можно без особых проблем проехать на квадроцикле. Ну... как без особых проблем? Сломать его здесь можно, к чертям.

среднее течение Деленкичана

Особенно сложны участки, заваленные большим камнем. Например, мы обошли обвал, который произошёл незадолго до нашего появления. Возможно, несколько часов назад, потому что сколы валунов выглядели подозрительно сухими.

обвал на Деленкичане

Ближе к истоку ручей Деленкичан действительно превращается в узкое ущелье. Местами здесь с трудом пройдёт вьючное животное. И только человек идёт без проблем.

каньон Деленкичана

Юра несёт на себе палатку (дополнительные 5 килограмм), Володя тащит ружьё и патроны. У меня самый лёгкий рюкзак, потому что так исторически сложилось — в августе 1992 года меня тоже все жалели, потому что я снимал. Тогда моя камера весила так, словно её вылепили из бетона. И занимала весь объём рюкзака «Ермак» (гордость, купленная на двухмесячную зарплату).

пять минут отдыха на Деленкичане

Сейчас две моих камеры весят в сумме 300 грамм, но группа по инерции старается меня разгрузить. Волшебство искусства «мирового синематографа»!

отдых на Деленкичане

К вечеру выходим под перевал, впереди водораздел Деленкичан — Колтако. Солнце прячется за тяжёлыми плотными тучами, изредка накрапывает дождь.

ущелье Деленкичана

Останавливаемся перевести дыхание и, неожиданно для себя, решаем сделать чай. Володя заваривает его с каменушкой (листья пахнут смородиной) и сооружает five o'clock за пару минут. Мой отец говорил: гоношит перекус. Рядом свежие следы большого медведя, раньше я был уверен, что они не забираются на такую высоту. Сумерки накрывают нас вместе с усталостью, но надо пройти ещё хотя бы пару километров. Как минимум, до места удобной ночёвки. А лучше — за перевал, в долину Колтако...

Володя заваривает чай

Я не хочу снимать рюкзак, он реально согревает. Каждая клетка тела наслаждается отдыхом, ноги счастливы каждая сама по себе, туловище живёт отдельно от мозга, мы молчим, потому что жаль тратить силы на слова. Нам осталось каких-то 90 километров. Туда...

пьём чай на Деленкичане

Наши чаепития в этой экспедиции выглядят так: чёрный крупнолистовой чай, трава из под ног (от брусники до золотого корня), сухари, сушёное мясо. Для разнообразия в рацион включены сухофрукты и орехи. Есть ещё остановки на приём сухого пайка, тогда — только сухофрукты и\или орехи. Впервые в моей практике мы идём без тушёнки, её заменяет различное сушёное мясо домашнего приготовления.

О продуктовой раскладке я в подробностях напишу позже, в отдельной статье. Здесь отмечу, что с расчётами мы не ошиблись, уложились практически грамм в грамм. И, как оказалось, сублиматы могут быть вкусными.

27 лет назад у нас были бесплатные — самолет АН-2, до посёлка золотодобытчиков Нежданинское, и автомобиль «Урал» к предгорьям. Фактически, нас везли так, как сейчас доставляют VIPов. Теперь посёлка нет, автомобили в этих местах не ездят, «кукурузники» отлетали свои сроки. Мы выбрали самую короткую нитку захода на гору Палатка. В одну сторону — 125 километров. Стартовый вес рюкзаков — 30 кг. И поэтому вынуждены предельно точно считать минуты, граммы, метры...

Уже сегодня, на второй день маршрута мы берём перевал высотой 1 700 метров. Здесь одновременно и жарко, пока идёшь. И обжигающе холодно, когда останавливаешься и снимаешь рюкзак. Как бы ни звучало странно, но спать хочется с рюкзаком за спиной.

середина подъёма по Деленкичану

В полночь, с 15 на 16 июля, выходим на перевал. Впереди водораздел рек Деленкичан и Колтако, до него меньше километра.

наледь на Деленкичане

Наверху не спрятаться от ветра, поэтому встаём чуть ниже, отыскав сравнительно ровный каменный пятачок, с которого надо ещё постараться не укатиться во сне.

под перевалом между Деленкичаном и Колтако

Только сейчас, сидя за монитором в Сочи и прокручивая этот бесконечный день, я понимаю, что не помню ничего из того вечера. Мы поставили палатку, а дальше голова отключилась. Руки и ноги что-то ещё делали, но сам я уже спал. Первые дни — самые сложные. Всю ночь снился курумник под ногами...