Перейти к содержимому

О чем грустит малый бизнес

Однажды дорога свела меня с владельцем одной небольшой туристической фирмы. Я возвращалась в Москву из Германии, и наши кресла в самолете оказались рядом. Было это почти два года назад. У нас состоялся довольно интересный разговор, суть которого вкратце сводится к следующему...

Представьте себе небольшую турфирму с несколькими сотрудниками. Как это обычно бывает в таких компаниях, среди сотрудников не существует жесткого разграничения обязанностей. Все занимаются всем. Одни и те же люди принимают клиентов, посылают факсы, ведут многочисленные переговоры по телефону и так далее. При этом значительная масса времени уходит на "бумажную" работу и на обработку информации (консолидация заказа, формирование экскурсионных групп и т.д.). Иными словами, вечный аврал.

Надо сказать, что мой собеседник достаточно неплохо ориентировался в компьютерах и программном обеспечении. Он поведал, что не раз бывал на презентациях новых программных продуктах, которые проводятся во время выставок. Тем не менее, в его тоне я ощущала некое недоверие к идее повышения прибыльности бизнеса за счет применения передовых технологий.. Я рисовала ему картину суперсовременного офиса, а он с грустью говорил о том, что Россия — это не Европа: и люди не обучены, и дорого (денег нет никогда!) и сложно, хотя, в принципе, конечно, интересно. Словом, "и хочется, и колется".

Человек был в ситуации, в которой сегодня, по-видимому, пребывает добрая половина малого бизнеса. Или уйти с рынка, или искать новые источники роста и бороться за рынок? А может, остановиться на достигнутом… Или рискнуть? В моем попутчике мне понравилось то, что он настойчиво искал пути повышения прибыльности бизнеса, но при этом осознавал, что без дополнительных инвестиций успеха не будет. Он колебался между прямым увеличением численности персонала и внедрением передовых технологий. Но главное – он тщательно обдумывал все возможные варианты.

Поговорили, прошли паспортный контроль и расстались. Прощаясь, я сказала ему: "Не грустите, я уверена, что правильное решение есть. И не одно."

Наша следующая встреча произошла на последней выставке WindowsExpo'97 осенью прошлого года. Сперва я даже не узнала моего случайного попутчика. Я была приятно удивлена, когда он сообщил мне, что в его фирме работает уже не пять, а восемнадцать человек, и что дела у него идут неплохо.

В условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке небольшим фирмам живется нелегко. Для них поиск конкурентных преимуществ является основной проблемой. С другой стороны, наш российский турист становится все более разборчивым и требовательным к качеству сервиса.

Так вот. Николай (так звали моего собеседника) в качестве "тактики выживания" сделал ставку именно на современные технологии. Его способ "выживания" был прост: ввести полную автоматизацию процесса оформления заказов; перестать тратить по полчаса на подготовку каждого документа; установить жесткий внутренний распорядок работы с документами. Средства достижения? Это - локальная сеть, система электронной почты, прямые каналы связи с зарубежными партнерами, Интернет, стандартизация используемых программ, введение системы типовых документов, единая база данных.

Сначала было трудно в организационном плане. Больше всего проблем пришлось решить именно в процессе переориентации персонала на работу в новых условиях и по новым правилам. "Но уже через два месяца я был просто поражен, заметив, что мы вдруг начали успевать гораздо больше. – говорил Николай. – Мы перестали работать в авральном режиме, люди стали уходить с работы в шесть, и при этом оставалось время на чашку кофе в перерывах. У меня работает восемнадцать человек, но они делают работу тридцати! Да и клиентов неожиданно прибавилось, ведь время обслуживания каждого из них существенно сократилось."

В итоге через полгода фирма начала работать в новом качестве. Сегодня имеется единая база данных, персонал практически полностью перешел на общение по электронной почте – опять же экономия времени. Есть своя страница в сети Интернет, что, благодаря правильной стратегии в области "баннерной рекламы", позволило увеличить количество ежедневных обращений клиентов почти вдвое. Установлены прямые отношения со многими известными туроператорами в тех странах, куда отправляются отдыхать клиенты. И несмотря на то, что вложения в создание информационной структуры еще не окупились , как по секрету поведал Николай, "карман стал заметно тяжелеть", и он с оптимизмом смотрит в будущее. И я искренне рада за него и желаю его фирме процветания.

* * *

Многих из тех, кто будет читать эту статью, можно отнести к среде малого бизнеса. По разным данным малым бизнесом только в Москве занимаются около миллиона человек. Незаметные глазу, эти небольшие фирмы имеют свое "дело", занимаются торговлей, оказывают услуги. Но без таких фирм не обойтись. Ведь только небольшая компания способна по-настоящему гибко подойти к запросам своего клиента. Им непросто выжить на рынке, но они упорно борются за жизнь.

Николай, по его мнению, нашел совершенно правильный путь "борьбы с грустью", который позволил ему развить бизнес и сделать серьезный задел на будущее. Путем внедрения современных технологий ему удалось "выжать" из своего бизнеса максимум, причем уже СЕГОДНЯ. "Если уж я решил развивать бизнес, надо делать это интенсивным путем: вкладывать деньги в информационную структуру, брать от нее по максимуму и терять меньше времени на всякой ерунде", - говорил он. Под "ерундой", как выяснилось, он уже имел ввиду бумажки, факсы, лишние телефонные звонки.

Мне, как главе одного из представительств гигантской корпорации, конечно же трудно представить себе все нюансы бизнеса современного малого предприятия. Однако, все мы когда-то начинали, и начинали по-разному. Сегодня и я дня не могу прожить, например, без электронной почты и Интернета. А думала ли я об этом вчера? Скажу честно – нет. Так и с моим попутчиком: вчера он думал о найме новых сотрудников, а сегодня он думает о скоростных модемах, увеличении пропускной способности сети. Он заставил себя взглянуть на свой бизнес по-другому. И прежде чем брать на работу еще одного человека он думает о том, что, быть может, можно сделать работу уже имеющихся сотрудников более эффективной. И что же? Грусти как не бывало! Сегодня он ищет подрядчика на разработку комплексной информационной системы для собственной фирмы, потому что не в состоянии сам с этим справиться, да и собственное время стало слишком уж дорого стоить.

Сегодня, когда информационные технологии предоставляют широкие возможности по внедрению систем более эффективного ведения бизнеса, их просто необходимо использовать в качестве трамплина в XXI век. И сам собой возникает вопрос – что мешает предприятиям малого бизнеса России уже сегодня пойти этим путем? И что компьютерная индустрия может предложить малому бизнесу, чтобы последний действительно мог воспользоваться всеми преимуществами этих самых "современных информационных технологий"?

Компьютеры есть сегодня в каждой фирме. А насколько эффективно они используются? Что можно предпринять для того, чтобы малый бизнес не просто использовал Рentium®-компьютеры в качестве пишущих машинок, а делал "на клавишах" деньги? А может быть имеет смысл предложить специальные скидки именно для малых предприятий, которые не в состоянии делать массовые инвестиции в информационные технологии в силу множества объективных причин или просто из нежелания, например, платить за программы для ЭВМ? Или предоставить специальные программы обучения эффективной работе на компьютере для их сотрудников?

С таким предложением мы - московское представительство корпорации Microsoft - обратилось ко многим известным на рынке фирмам. Именно так и родилась программа 32!, которая начинается в России и которая предоставляет малому бизнесу исключительную возможность перехода на новые эффективные технологии уже сегодня. Программа 32! - это совместная инициатива ведущих компаний на рынке информационных технологий, в числе которых известные зарубежные и российские производители вычислительной техники, системные интеграторы, поставщики программного обеспечения, Интернет-провайдеры, учебные центры. Это и есть специальное предложение компьютерной индустрии малому бизнесу России.

Мы надеемся, что наши усилия не пропадут даром. История с Николаем как нельзя лучше доказывает то, что свое будущее строим мы сами. И мы решаем, как строить свой бизнес, сколько зарабатывать сегодня, а сколько завтра.

Мы сделали свой шаг навстречу, очередь за вами!

Ольга Дергунова,
Глава представительства
корпорации Microsoft в Москве

P. S. Нам очень важно знать ваши отзывы, поскольку это первая подобная программа. Свои комментарии и предложения можно направлять по электронной почте: russia@microsoft.com. (в Поле "Тема сообщения" укажите "32!")

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.