Перейти к содержимому

Известная финская компания Wartsila - один из мировых лидеров в области судовых силовых установок и энергетических систем.
В 1990-х годах она разработала линейку судовых двигателей RTA96-C. Это рядные двухтактные дизели с турбонаддувом. Линейку — потому, что клиент может заказать такой двигатель в исполнении от 6 до 14 цилиндров. Конструктивно эти агрегаты абсолютно идентичны. А теперь держитесь. Диаметр каждого цилиндра 960 миллиметров, ход поршня — 2,5 метра!

Таким образом, рабочий объём цилиндра составляет 1820 литров. О других параметрах — чуть позже. Пока скажем, что порядка сотни таких движков в 8, 9, 10, 11 и 12-цилиндровом исполнении было поставлено заказчикам. Контейнеровозы, вместимостью по 6-8 тысяч тонн, движимые единственным таким дизелем, спокойно развивают 25 узлов (более 46 километров в час). Первый двигатель этой серии (в варианте 11 цилиндров) появился на свет в 1997 году, его изготовил партнёр Wartsila — японская компания Diesel United.

 

Дизельный контейнеровоз способен развивать большую скорость (фото с сайта wartsila.com).

Дизельный контейнеровоз способен развивать большую скорость (фото с сайта wartsila.com).

А в 2002 году финны объявили о доступности 14-цилиндровой версии (PDF-документ) своего удивительного агрегата.

 

Вот теперь о её рекордах подробнее. Максимальная мощность 14-цилиндрового RTA96-C достигает 108 тысяч 920 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент — более 763 тоннометров. Рабочий объём супермотора составляет 25 тысяч 480 литров. Нетрудно заметить, что литровая мощность необычайно низка — примерно 4,3 "лошади" на литр.

 

Скажете, вот уж странность, ведь в современных автомобильных турбированных дизелях инженеры научились "снимать" с литра более 100 лошадиных сил. Однако низкая степень форсировки выбрана не спроста. Супермоторы работают с достоинством, неспешно (по меркам обычных ДВС) набирая в свои гигантские "лёгкие" воздух.

 

 

 

Это не атомный реактор, а судовой дизельный двигатель. Человек даёт представление о масштабе конструкции. В данном случае, это 12-цилиндровая версия RTA96-C, но доступен и 14-цилиндровый вариант (фото с сайта bath.ac.uk).

Это не атомный реактор, а судовой дизельный двигатель. Человек даёт представление о масштабе конструкции. В данном случае, это 12-цилиндровая версия RTA96-C, но доступен и 14-цилиндровый вариант (фото с сайта bath.ac.uk).

 

Частота вращения вала при максимальной мощности у этого морского супердвижка составляет всего 102 оборота в минуту (против 3-5 тысяч оборотов у легковых дизелей). Это обеспечивает хороший газообмен (представьте, какие объёмы воздуха нужно прокачивать), сравнительно низкие скорости поршня, а всё вместе — хороший КПД.

 

 

 

Поперечный разрез супермотора. Хорошо виден выпускной клапан в центре и система турбонаддува справа (фото с сайта wartsila.com).


Поперечный разрез супермотора. Хорошо виден выпускной клапан в центре и система турбонаддува справа (фото с сайта wartsila.com).

 

В режиме наименьшего удельного расхода топлива (не полная мощность) он превышает 50% (видимо, это рекорд для серийных ДВС). Да и при полной нагрузке эффективность движка не намного ниже. Удельный же расход топлива на всех режимах колеблется в районе 118-126 граммов на лошадиную силу в час; что в 1,5-2,5 раза ниже, чем у автомобильных дизелей. Сопоставляя цифры, учтите, что эти судовые дизели работают на тяжёлом морском дизтопливе с куда более низким содержанием энергии, чем у автомобильных аналогов. Добавим, что 14-цилиндровый Wartsila-Sulzer 14RTA96-C (таково полное наименование гиганта) весит 2300 тонн в сухом виде (без масла и прочих технических жидкостей). В том числе 300 тонн приходится на коленчатый вал. Длина двигателя — 26,7 метра, а высота — 13,2 метра.

 

 

 

Разрез камеры сгорания и поршня, охлаждаемого маслом (фото с сайта wartsila.com).

Разрез камеры сгорания и поршня, охлаждаемого маслом (фото с сайта wartsila.com).

 

Из инженерных особенностей нужно отметить, что в каждом цилиндре устроен единственный, расположенный в центре камеры сгорания, гигантский клапан. Есть ещё три маленьких клапана (аналоги форсунок в обычных моторах) для непосредственного впрыска дизтоплива в цилиндр. Этот огромный клапан — выпускной. От него выхлопные газы идут в общий коллектор и далее к четырём турбокомпрессорам. Те, в свою очередь, гонят свежий воздух через охладители и к окнам, вырезанным в нижней части цилиндра. Последние открываются, когда поршень опускается в нижнюю мёртвую точку.

 

 

 

Сборка 10-цилиндрового RTA96-C (фото с сайта bath.ac.uk).

Сборка 10-цилиндрового RTA96-C (фото с сайта bath.ac.uk).

 

Как и во многих морских дизелях, усилие от поршня к коленчатому валу передаётся здесь крейцкопфным механизмом. Благодаря ему на поршень не действуют боковые нагрузки, а это повышает долговечность мотора. А ещё фирма гордится низким весом агрегата. Не удивляйтесь. Подумайте о колоссальных нагрузках на детали машины, жёстких требованиях по вибрации (точнее, отсутствии оной), а также о необходимой долговечности такого движка (представьте замену подобного мотора у гиганта-контейнеровоза).

 

 

 

Вес коленвала десятицилиндрового двигателя — около трёхсот тонн (фото с сайта bath.ac.uk).

Вес коленвала десятицилиндрового двигателя — около трёхсот тонн (фото с сайта bath.ac.uk).

 

А ещё в этом ДВС использованы, в основном, чугун и сталь. По очевидным соображениям заоблачной цены нескольких сотен тонн алюминия или титана. Так что подвиг инженеров Wartsila действительно заслуживает уважения. В материалах компании, между тем, есть упоминание о некоей внутренней дискуссии относительно разработки 18-цилиндрового варианта своего хита. 

источник

***

я хочу написать тебе блюз
но форма давит и жмет
мои шесть растрепанных чувств
не влезают в блокнот
а в рифмы - куда им?

напишу белый стих
и сверну из него самолет
и если стих достаточно бел
его никто не найдет
пока снег не расстает

напишу белый стих

Цитата из ленты североамериканских новостей. Сегодняшний выпуск.
"Мой начальник говорил мне, чтобы я сократил свою рабочую неделю до 40 часов, но я не мог сделать этого", - говорит Сэм, бывший старший инженер, работавший в одной из компаний "Силиконовой долины". "Я приходил на работу в 5 часов утра по воскресеньям, чтобы сделать всю работу, и при этом тщательно скрывал от других, сколько сверхурочной работы я выполняю", - рассказывает Сэм. Типичный пример трудоголика.

"Теперь я стал меньше работать и предпочитаю сохранять свое психологическое здоровье и вменяемость, а не добиваться идеального  результата на всех проектах, которыми занимаюсь", - говорит Сэм, пройдя курс лечения в Обществе анонимных трудоголиков.

В конечном счёте, они вымрут от собственной тупости. На условиях анонимности, конечно же.

Англичане Джеймс Аугер (James Auger) и Джимми Луазо (Jimmy Loizeau) недавно спроектировали зубной имплантант, который может принимать сигналы, посланные по радио, с мобильного телефона или компьютера.
радио зуб - имплантант
Имплантант уже получил британскую награду Future Project, которая призвана привлечь внимание общественности к научным разработкам, а с 21 июня его можно будет увидеть в лондонском Science Museum. Будете рядом — посмотрите.

Пломба-радиоприемник вживляется в зуб с помощью обычной стоматологической операции. Имплантант состоит из собственно приемника и маленького вибрирующего устройства. Вибрации из зуба через кости черепа передаются во внутреннее ухо и преобразуются в звук. Качество приема настолько высоко, что никаких ограничений на передачу сообщений нет.

Как считают изобретатели, радиозуб смогут использовать брокеры, чтобы следить за котировками, слушая оперу; политики, чтобы получать подсказки во время интервью, или футбольные тренеры, чтобы передавать команды игрокам на поле (некоторым командам, хоть в мегафон кричи, все равно ни чем не поможешь). Мы, как и во многих других случаях, кисло отметим, что наиболее широкое поле для использования радиозуба лежит в области охмурения обывателей и управления массовым сознанием.

Сотни людей собрались в воскресенье на ежегодный "Чемпионат мира по соревнованию палочек Пуха" в британской деревне Литтл Уиттенхэм (Little Wittenham), сообщает BBC News.
Несколько команд из различных стран приняли участие в состязаниях, придуманных вымышленным героем серии книг Алана Александра Милна - плюшевым медведем Винни-Пухом.

Чемпионат проводится уже в 23-й раз. Участники соревнований собираются на мосту, и бросают в реку деревянные палочки. Выигрывает тот, чья палочка быстрее доплывает по течению до финишной прямой. В настоящее время титул чемпиона мира по "соревнованиям палочек Пуха" принадлежит команде из Японии. 

мост с которого бросал палочки Винни-Пух
Соревнования в деревне, расположенной в графстве Оксфордшир проводятся с тех пор, как начальник местного шлюза застал на мосту людей, которые отрывали щепочки от ограждения и играли в игру, придуманную плюшевым медведем. С игроков начали требовать деньги, которые шли на благотворительные цели. Эта традиция сохранилась до сих пор.

Подлинный мост, с которого бросали в реку палочки Винни-Пух и его друг Кристофер Робин, согласно книге находится в лесу Эшдаун (Ashdown Forest), недалеко от поселка Хартфилд (Hartfield) в Восточном Суссексе.

Совершенно необъяснимое явление - бесконечная флешка на сайте всемирно известной корпорации.
Знаете, ему всегда нравились таинственные вещи. То есть, конечно, вещи сами по себе таинственными быть не могут - ясный пень. То, как они сделаны, то, что их окружает - и ещё нечто неуловимое - делает их такими. Особенно любопытны сайты, глядя на которые, невозможно понять - чем это всё закончится и для чего оно создано. Как правило, разглядывая подобные элементы Всемирной Паутины, он подолгу не мог оторваться от процесса созерцания - при этом осознавая некоторую неявную бессмысленность времяпровождения - как впрочем, и всей нашей общей земной печали.

Ещё один принципиально новый англоязычный стартап, вполне многообещающий по некоторым признакам.

“Суть предоставляемой услуги - это возможность сохранять информацию, найденную в Интернете и осуществлять ее организацию современным способом, - говорит Майк Гайлс (Mike Giles), основатель и исполнительный директор Furl, продолжающий руководство компанией и после ее приобретения LookSmart. - Сейчас много внимания уделяется самому поиску, но очень мало тому, что делать с найденной информацией или как, в случае необходимости, ее найти снова”.

Помимо уже названных услуг, Furl также предоставляет возможность распределения и поиска информацию посредством электронной почты, RSS-фидов, интеграции он-лайн дневников и личных рекомендаций. Как сообщил Гайлс, никаких изменений в отношении оказываемых услуг не будет, как и приобретения других ресурсов для их улучшения.

В планах компании предоставить каждому индивидуальному подписчику общий архив в размере 5 гигабайт. В числе других новых услуг возможность осуществлять поиск по всем архивам. В настоящее время поиск ограничивается собственным архивом пользователя.

LookSmart собирается оставить услуги Furl бесплатными, а прибыль планирует получать от подходящих рекламных списков, предоставляемых Google AdWords, на страницах с результатами поиска и другим контентом.

Одна из причин, по которым LookSmart заинтересовался Furl - это то, что сбор информации осуществляется из страниц, сохраненных пользователями. Эта информация, собранная вместе, может быть полезна компании для предоставления точных результатов глобального поиска или для показа более подходящей рекламы, сказал Гайлс.

Услуги, оказываемые Furl, аналогичны предоставляемым A9.com, новой службой Amazon.com, а также частично совпадают с услугами MyJeeves компании Ask Jeeves Основное различие в том, что эти службы сохраняют только ссылки на страницы или ведут журнал того, что искал пользователь, в то время как Furl сохраняет копию всей страницы.