Перейти к содержимому

Путешествие на Колыму — продолжение

Колыма. Дорога тысячи луж.

Брат проснулся около семи и сразу поехал. Чуть позже проснулись Ленка и я. Прошли несколько ручьев по объездам с валунами. И вот, где-то в 9, первая лужа. Лужа, конечно, так себе, на обратном пути мы даже не остановились перед ней, но тогда у нас уже был богатый опыт и знание возможностей Бегемота. А сейчас, побродив в ней в болотках, решили объезжать. Глубина в колесо и заиленное дно. Вообще, все лужи имеют похожую структуру дна: посередине колея, в которой глубоко, иногда по пояс, но дно тверже, ила 15-20 см, а по краям мельче, болоток, как правило, хватает, но ила сантиметров 40.

Деревьев в радиусе действия лебедки (40м) нет. Ну что же, гатить так гатить, хватаю топор и минут через 15 притаскиваю приличного размера лиственницу. Брат тем временем откопал в грязи уже пользованные бревна и это было явно легче, чем рубить лисвенницы и сучья на них. Это было единственное срубленное нами дерево.

Вот так, перебираясь через заболоченные участки и перетаскивая за собой бревнышки, мы и прошли первую лужу.

Радость была искренней и преждевременной.

Пока мы гатились, Главный кок организовал шикарный завтрак (пачка цветных рожек с 2 банками тушенки) и около восьми, сытые и довольные первой победой, мы двинулись дальше. Проехав километров пять по неплохой гравийке и решив, что раз уже лужи, значит мы уже в Магаданской области, а лужи так редко, то не так уж страшен черт… И тут мы увидели ручей со стелой административной границы.

Движение по пограничному мостику со скоростью 5 км/ч дает потрясающий релятивисткий эффект: за 30 секунд по нашим часам за бортом прошло 2 часа! Это нам не очень понравилось и на обратном пути переехали речушку вброд. Совсем другое дело! Через ручей 2 часа в выигрыше!

Перевалив микро перевальчик с чудом сохранившимся мостиком

спускаемся в долину… и вот она – дорога тысячи луж. Лужи на любой вкус: узкие и разлившиеся, с какой-то возможностью объезда и без альтернатив. Впрочем, возможность объезда чаще всего иллюзорная – следы борьбы с болотом вокруг достаточно красноречивы. Но пока мы больше боимся самих луж и первые две обходим

Где-то здесь, точно не помню, но уже шел дождь, встречаем… двух пеших! Вау, французы! Топают пешком с Магадана. Мне показалось в Улан-Уде, но мои спутники этого не слышали. Пообщались. Они, на неплохой смеси русского и английского порадовали нас обещанием пятидесяти очень трудных километров, а потом будет “так себе”. Good luck! И разошлись… Километров оказалось больше, а французов на обратном пути не видели. Может, с каким поселком знакомились…

Третья лужа очень длинная и глубокая, болоток не хватает. Начинаем гатить обход по краю. Бревен маловато, но рискуем. Эх, не надо было…

Первые полтора часа маемся дурью – пытаемся подсовывать разные деревяшки под колеса, хотя совать то уже некуда. Все время, без перерыва, идет дождь. Следующий час пьем кофе и думаем… Думается плохо… Начинаются галлюцинации: дважды уверенно слышу шум чужого мотора. Вид молча сидящих по самые… простите, на сидениях мужиков дурно влияет на психику гл. штурмана, которая вдруг, ни с того, ни с сего, безответственно заявляет, что больше никуда с нами не поедет. Это действует на нас как скипидар на …, ну, не важно, и мы дружно бросаемся обсуждать применимость хай-джека в данной ситуации.

Придя к выводу, что ждать помощи неумно, вылазим и исследуем возможность залебедится. Ничего, кроме хилых кустиков поблизости нет. От отчаяния пробуем зацепится за них и выясняем, что лебеда не работает! Вот те на! Мы же проверяли ее за день до отъезда! Но ручка управления болтается свободно, ничем не управляя… Достаем разобранный хай-джек. Ну конечно, у одного шарнира нет оси. Был там один такой, единственный без шляпки и шплинта, потому как рычаг ходит внутри вилки. Долгие поиски в багажнике с вытаскиванием всего шмурдяка в болото результатов не дали (нашли по приезду в Красноярск). Опять тупик! И тут кто вспоминает, что у нас есть болт от чудо-кровати и тоже на 12! Болт найден, отпилен, вставлен и работы по спасению авто и нашего престижа начались!

Несколько таких операций и, о чудо! Всего полтора часа и мы вышли! Видите, как светятся радостью наши лица? После этого сеанса садомазохизма было решено, что лучше утонуть в воде, чем в… , ну правильно, в болоте. Проверили лебедку, оказалось перебило (камнем?) болт, которым заканчивался тросик управления. Болт был отпилен и гайка навернута на несколько оставшихся витков.

Больше мы луж не объезжали. Поскольку я добровольно возложил на себя тяжкое бремя руко водителя, штурман был безжалостно изгнан из машины (ну сами знаете: баба с воза – бегемоту легче!) вместе с фотиком. Алгоритм прохождения был таков: если у лужи был хоть один гравийный боковой бережок шириной от 10 см – лужа бралась с ходу, без нашего вылезания. Но на первых 70 км таких было немного.

Иначе мы вдвоем вылезали, Ленка с фотиком обходила лужу по кочкам, а я пытался пройти ее зигзагами, промеряя глубину и состояние дна. Иногда ногу засасывало так, что не успев ее выдернуть я плюхался в лужу. К счастью, это происходило у краев, где мельче, но грязнее.

Найдя какие-то особенности (очень глубоко, мелко, топко или чисто) знаками показывал это Вовчику. Иногда попадались ну очень коварные лужи, которые нужно было проходить очень точно, шаг влево, шаг вправо – и воды по пояс. Тогда я втыкал вешки.

Проходим, запрыгиваем (вот где я, наконец-то, научился садиться в джип, почти на ходу) и до следующей лужи. Впрочем, часто они были так близко, что до следующей шли пешком или ехали на подножках. На Ленку возложили ответственность за сохранения для истории наших скромных подвигов. Но этот дурацкий цифрофотик! Canon A95. Чтобы получить четкий кадр, нужно сначала притопить кнопку для фокусировки, а потом жать. Слишком долго…

Бегемот медленно входил в воду на второй пониженной, затем тапка в пол и с ревом до берега. Машину при этом крутило-вертело, сбивая вешки она сваливалась одной стороной в колею и с креном до 30 градусов и водой через капот перла из лужи. Поймать эти моменты было сложно, поэтому удачных кадров почти нет.

А в самый критический момент, когда в очень длинной и глубокой луже Вовка слетел боком в колею так, что начерпал воды через боковые окна, Ленка просто коротко вскрикнула – “ой-йёой-йёой -йёой -йёой -йёой -йёой -йёой -йёой йёой -йёой – ну блин!”, разумеется забыв про обязанности, за что была сурово предупреждена. Хотя, если честно, сам я в этот момент о фото не думал.

Вот так, худо-бедно, но ближе к вечеру мы вдруг пошли в гору. Дорога петляла по предгорьям, долина тянулась справа. Начались промоины, иногда глубокие, кривые и грязные. Некоторые из них заканчивались обвалом справа, создавая впечатление, что дороге осталось жить год-два. Если бы не связисты, которым какая-то дорога здесь все же нужна (вдоль дороги тянется стратегический канал связи с аккуратненькими блиндажами каждые несколько километров), здесь давно бы уже никто не проехал.

Кстати, та промоина, которую мостили в прошлом году “Шатуны” для прохода “Миксера” (японского грузовичка-технички) в прекрасном состоянии.

На предгорьях немного отдохнули. Хорошо развлек приличных размеров медведь, который километра три бежал метрах в ста перед машиной строго следуя всем поворотам. Исчез, когда дорога спустилась в распадок. Вообще живности через дорогу бегает много, но мелкой. В основном зайцы разных размеров. Вот уж дурной народ! Вылетает из кустов и несется по дороге, причем зигзагами! На дальнем – бежит, на ближнем – бежит, выключаем свет – а он все-равно бежит! От бибикалки еще быстрей! Приходилось притормаживать, чтобы не останавливаться на ужин с зайчатиной. Один, пробежав метров 50 перед машиной, ушел на левую обочину и бежал рядом с дверкой еще метров 100 прежде, чем сигануть в кусты. Скорость 55 км/ч! Хорошо не влетел в колдобину.

Справа, на другой стороне долины, смутно видим что-то, похожее на водонапорную башню. Мои спутники сомневаются, но у меня то в очках 120%! Если это Адыгалах, то мы уже кончаем! (На обратном пути хорошо рассмотрели в ясную погоду. Да, достаточно большой поселок, издали выглядит как новый! Но давно брошен…). Но не все так просто, снова начинаются лужи, причем несколько штук громадных размеров. По одной я лазил минут 20, пытаясь найти проход помельче. Нету! Утешает одно – дно здесь гораздо тверже. Ну что же, шнорхель рулит, опасаемся только за вентилятор, не разнес бы он радиатор. Он у Бегемота на валу, ремень не скинешь… Кстати, так и не понял, он что, всегда крутится?

Но большинство луж здесь имеют грунтовую бровку и мы берем их с ходу. Достают промоины. Несколько раз цепляемся форкопом, оторвали задние брызговики (эх, надо было их снять! Забыл…), подплющили снизу трубу кенгурятника. Но вот уже невысокий каменистый прижим, надеюсь Адыгалахский.

Снято на обратном пути. Туда было темно:

Проходим прижим и на площадке в конце неожиданно видим… белую Ниву!!! Вот так выглядит Счастье! В поганом свете патрулевских фар видим пустой салон. Ага, рыбаки значит. Выхожу, осматриваю откос. Никого… Оборачиваюсь и вижу поднимающуюся на сидении белокурую мадам. Мадам позыряла вокруг секунд пять и… отпала взад! Понятно, на Бегемоте видны лишь фары, приняты за местных. Мужиков нигде не видно, едем дальше. Буквально следом развилка: одна дорога влево в гору, другая вправо вниз. Указателей нет, на вид дороги одинаковы. Метрах в ста внизу два барака, за левым характерные признаки метеостанции. Подъезжаем, барак полуразрушенный, но передняя часть явно жилая, да и двор явно хозяйский. Вокруг бегает и надрывается собака, на двери замок. Бросили что-то собаке, она уже почти друг, но на вопросы упорно не отвечает. Делать нечего, принимаем волевое решение ехать в гору. Если предположения насчет Адыгалаха были верны, то вправо ответвление на Б.Хатынгах. Мы оказались правы.

Около двух часов ночи останавливаемся и валимся спать. Я, как самый большой, на заднем сидении, брат перебирается на пассажирское, а Ленка на самое неудобное – водительское. Нам там руль мешает.

Итог: за 19 часов пройдено 137 км. Из них около 15 потрачено на 70 км от границы.

В 7 проснулись, умылись, сварили кофейку и в 8.00 пошли на финиш! Правда, впереди была еще опасная переправа через Аркагалинку, но мы ее так и не заметили… И вот он, промежуточный! В 9.50 выходим на центральную трассу у Кадыкчана!!! Заезжаем посмотреть на брошенный городок. Это был один из самых процветающих поселков Магаданской области. Не помню точно, где-то в 90-х его разморозили и восстанавливать не стали. Это был шахтерский городок. Людей бросили в неотапливаемых многоэтажках… Зимой здесь до -63 !

В некоторых окнах целы стекла и даже занавески. В 2005 “Шатуны” вроде видели здесь кого-то и то ли они, то ли новосибирцы в 2002 писали даже о шлагбауме на въезде. Мы не видели никого. Даже собак нет. Да что там собаки, здесь “птицы не поют”. На кладбище веселее…

Но при выезде встретили Камаз-самосвал. Подумалось, вот и на Колыму пришел металлоломный бизнес…

А дальше все было просто и приятно. Временами идет мелкий дождик, пыли нет. Дорога великолепна! По крайней мере, лучше всяких там федералок. В 11.30 Сусуман, первая заправка после Куйдусуна. Может погода виновата, но от Сусумана не лучшее впечатление. Ягодное лучше, там хоть зелени много. Проходим Бурхалинский перевал

До этого шли 80-110, теперь дорога петляет, 60-100. Вот блин, резко торможу, чуть не проскочил! Здесь, в 6 лет, начиналось мое счастливое колымское детство, 2 этаж, слева

Это в 2 км от прииска Бурхала. Год прожили здесь, два на Бурхале, где и родился Володя, потом переехали в Ягодное. Все же центр, 10000 человек! До него сейчас 37 км. И вот уже близко. Наплывают воспоминания… Знакомые, не забытые очертания сопок. О, видишь бункер? Это же одиннадцатый километр! Сейчас будет крутой спуск вправо! Нет спуска… Память маленько плутает… Но вот он, знаменитый родник. Стоят три дальнобоя, значит жив еще! И через сотню метров увидим Ягодное!

И вот оно…

Родной дом все стоит. И даже наш деревянный гараж цел!

Ну что же, цель достигнута! Насчет Магадана еще не решили, особого желания ехать туда за 525 км нет, с ним нас ничего особо не связывает. Есть желание съездить на Джек, озеро Джека Лондона, точнее цепь озер. Какие чарующие названия – Джека Лондона (любимого писателя юности), Танцующих Хариусов (и они там правда танцуют! Но клюют плохо…), Пурга, пик Абориген… Но надо узнать про дорогу. Она и раньше то была для 6wd. А пока находим гостиницу. Ну конечно, места есть, нет горячей воды! Именно сегодня и отключили. Ерунда, баня через дорогу. Та самая, в которую мы детишками бегали смотреть… Ну, я не помню что, я тогда в этом не разбирался.

И тут же случайно выясняю, что по крайней мере один одноклассник еще здесь!!! Всего их оказалось аж четверо! Причем один – друг, товарищ, сосед по парте! Помылись… и началось… Гы, можете не верить, но пили только пыво! С хариусом. Ну и немножко коньячку, Санькиного изготовления. Вещь!

Здесь я впервые узнал, что этот самый мой одноклассник, с которым мы потом еще и в Томске учились, попал на Колыму не как мы, т.е. не по вербовке. Он здесь родился, мать сидела как дочь врага народа (ее папа был наркомом в Киеве), а отец был уголовником, вроде вор в законе. Но жизнь на Колыме прожил честную, был вполне уважаемым мебельщиком. Семья чисто еврейская, не знаю уж как родители (мама то была библиотекарем), но сыночки жуткие матершинники! Но мужики отличные. А вот их дети уже русские (жена у него русская), но все трое уже в Израиле, и они уже на чемоданах.

На Джек решили не ехать, Санька сильно отговаривал, показал видео до 41километра. У него отличный уазик с военными мостами. Говорил, что дорога не для бегемотов. По проходимости там проблем нет, можно и на запоре, и речки не большие, а вот валуны в низ огромные. Типа там картер пробить, коробку, своротить мосты – всегда пожалуйста. Да ерунда, прошли бы, но времени не было. Я же не знал, что эти оболтусы еще в Ягодном! А обратный старт был намечен на утро воскресения. 3 дня на все!

В субботу с утра поехали в Сбербанк снять денюжки с карты на обратную дорогу. Горожане, блин! Выходной в банке воскресенье, а у пластика еще и суббота. Переносим выезд на понедельник. В понедельник выяснилось, что их сбербанк обслуживает любые карты – виза, мастер – но свои собственные, сберкарт, не обслуживает! В понедельник же в 4 дня Ленка на такси укатила в Магадан за деньгами, вернулась вечером вторника. И обошлось это нам в 2000р.

А пока решили пофоткать, заехали на мыс Любви. Излишне говорить, что если в населенном пункте есть нависающая над рекой скала, это должно называться мысом Любви и сопровождаться несколькими соответствующими легендами. Не удержались, проехали 10 км до Нулевого, прошли по новому мосту на Джек и прокатились на десяток километров

Вернулись на мыс, с него решили поехать на клубную сопку поснимать панорамы поселка. Небольшой совсем пригорок, Бегемот ревет на второй и еле забирается. Вовка смотрит на мою левую ногу, но она вообще под сидением! На ровном останавливаюсь, врубаю вторую, резко бросаю сцепление, должен заглохнуть. Бегемот, чуть посомневавшись, трогается! Все, попали на сцепление! Короче, попали мы на 5 дней и много пива! Назад отправились в пятницу, 14 июля. И все же мы везунчики! Вот кабы оно сгорело в лужах…

Обратная дорога

За три дня до отъезда весь день лил дождь, сильно огорчая нас. Правда, следующие два дня было настоящее пекло, +38 в тени! Но мы радовались как дети, еще бы – лужи сохнут. С утра в день отъезда машина была еще не готова, проторчале на эстакаде до 13.30, поели-попили, заехали ко всем попрощаться и в 16.30, залив на роднике бутыли водой, покинули Ягодное. Решили, что лужи и речки лучше проходить ночью.

Вот такие телефоны на трассе. Раньше работали…

Первый сюрприз нам преподнесла Аркагалинка. Она была! И суваться в нее совсем не хотелось… Увидели раздолбанную колею с грязью ведущую куда-то вправо. Она выводила к перекату. Тут же, на дереве, висела бумажка, в которой был написано что-то типа “Жан и Пьер тута были…”. От тех самых французов.

Эх, не зная брода, не суйся в воду… А что делать? И мы пошли…

Заметили, на первом снимке мы еще сухие, а потом нет? Короче, на фарватере огромный капот нашего Бегемота внезапно и очень резко скрылся из виду. Но мы восприняли это очень мужественно, потеряв дар речи. К счастью, капот вынырнул и полез в небеса раньше, чем вернулся дар. Ну чё теперь руками махать? Воды в салон набралось не много, только коврики помыли. И тут же застряли. Минут пять подергались, сильно то не раскачаешься, задница нашего Бегемота висела над ямой, и помчались дальше.

Вот так мы ехали и ехали и где-то в начале серьезных луж нас встретила толпа. Толпа состояла из двух бугаев около 30 лет, совсем не бугаистого папы и очень неплохо сохранившейся мамы, а также Делики 93 года. Они нам сказали – “Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота”. Ну, это, конечно, не бегемот, но мы согласились. Сидели они уже второй раз и, судя по разложенному вокруг шмурдяку, собирались тут жить. Хотя в принципе направлялись из Синегорья (Ягоднинский район, поселок Колымской ГЭС) в Донецк и Крым.

Трос у мужиков был знатный, метров 15. Так что дальше все было просто. Мы шли первыми и, учитывая наш опыт и страховку, 70% луж проходили сходу. За что трижды поплатились “засадкой”. Но разве это проблема теперь? 5 минут и мы на берегу. По второму разу не засаживались. Утром въехали в Якутию.

Кюбюме стала чуть меньше и мы легко прошли ее под ледником. Правда немного побродили в болотниках, ведь пройти тем же путем нельзя, надо идти по течению. Делику так и не дождались, встретили их уже на пароме. И поведали они нам грустную историю о Сусанине земли якутской. Тот самый дед-заправщик (судя по описанию) объяснил им трудность форсирования реки, но его знания подкрепленные бутылкой водки могут превратить это испытание в удовольствие. И они это удовольствие испытали… Дед их вывел на километр ниже моста – “вот тут без проблем”. Почти правда, проблема была только одна – несмотря на кошмарную жару за двое суток сидения так до конца и не высохли. Сначала все трое бросились на левый борт – Делику начало переворачивать. Потом она поплыла по течению и только когда вода в салоне поднялась выше сидений, зацепилась за дно и вылезла. Дед не стал ждать благодарностей…

Оставшийся путь описывать нет смысла, все прошло штатно, только прошли его мы намного быстрее – туда 9 суток, обратно за 6. Штурман пересел на свое штатное место, а мы с Володей, по очереди отсыпаясь сзади, ехали без остановок. А вот это чудо еще и ехало… И даже обогнало нас на иркутских серпантинах. Правда мы в это время тушили минералкой загоревшиеся колодки…

А вот такие чуды ехали всегда медленно и осторожно. Особенно на федералке.

Пройдено порядка 12000 км (штурманом на 1100 больше, но на такси). Сожжено тонна с третью солярки. Средний расход 11.8 литра. Благодарности: Моей жене Лене – за огромные терпение, самоотверженность, труд и потрясающую стойкость! Не каждая женщина способно такое пережить. Да еще и молча… Брату Владимиру – без него было бы очень трудно… Всем, кто при подготовке экспедиции не говорил – “Ты чё, дурак?”. Всем, кто смог прочесть этот опус до конца… Спасибо!

Александр Бондаренко, Красноярск, август 2006
источник

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.