Перейти к содержимому

Праздник Диониса, или Что поют… козлы

Ничего необычного в заголовке нет — это переводы с древнегреческого слов «комедия» и «трагедия» соответственно.

Как и многие другие искусства...

...родились комедия и трагедия в древней Греции. При рождении были им даны прекрасные покровительницы — музы Талия для комедии и Мельпомена для трагедийных постановок. Они же, точнее их маски, стали символами театра — одна улыбается, другая повержена в печаль. Раньше эти маски означали принадлежность только к театральному искусству, в наше же время их символика несколько расширилась, и они вполне приемлемы в концертных залах, где идут и разнообразные шоу, в том числе театральные, как например, Крокус Сити Холл.

Изначально смыслом комедии было не просто желание развеселить, а показать забавные стороны людей в не всегда веселых ситуациях или увлечь зрителя драматическим смыслом, которые завершается смешной ситуацией или комическим решением. Даже комедия положений несла глубокий смысл — строилась она далеко не на смешной базе. Увы, сейчас под комедией часто понимают простые по драматургии постановки, основная цель которых — вызвать у человека просто смех, безо всякой внутренней подоплеки.

Трагедии родились из дионисийских обрядовых празднеств, в основе которых лежали предания или мифы. Развитие трагедийного жанра было очень сложным. Греческий период считается образцом в смысловом содержании, в упаднические времена под трагедией понимали заунывные мистерии на религиозные темы, основной посыл которых — кара Господня за жизнь земную. Это наложило отпечаток на дальнейшее развитие трагедии, несколько затормозив ее совершенствование.

Ренессанс отразился во всех сферах человеческой жизни, в том числе в театральном искусстве. Драматургия трагедии стала наполняться жизненными ситуациями, в постановках и произведениях стала отображаться и переосмысляться каждодневная действительность. Музы наконец-то вернулись в свои пенаты, но говорить о торжестве их было рано. Долгие годы театры балансировали на тонкой грани между комедией и лубком, трагедией и бытописательскими постановками. Даже крупные театры не избежали этого — если посмотреть, на что продавал Большой театр билеты и почитать его же афиши, датированные девятнадцатым веком, то по репертуару можно понять, что искусство понимать трагедию было дано очень немногим: в репертуаре преобладали жанровые сцены, танцевальные номера, оперы, постановки по мифам, сказкам и легендам.