Перейти к содержимому

К истории создания Медного всадника

Проектированием надгробия Петра I в свое время начал заниматься Растрелли. Однако в годы правления Елизаветы по высочайшему решению Российская Академия наук приступила к разработке проекта памятника для Петропавловского собора, где был погребен император, и увековечить его память в более грандиозном мемориальном комплексе.

работы над памятником

В июне 1762 года на российском престоле утвердилась Екатерина Вторая. Поначалу отношение молодой императрицы к своему великому предшественнику казалось не совсем ясным и определенным. Но с течением времени личность Петра I стала привлекать все большее и большее внимание, все очевиднее становился масштаб личности императора.

В качестве главного содержания петровской эпохи был назван ее созидательный характер, речь уже не шла о беспримерных трудностях, которые пришлось претерпеть русскому народу в первую четверть столетия, когда ломались прежние устои. И на этом фоне скульптурный портрет работы Растрелли (ранее предполагалось, что увековечиванием личности Петра I будет заниматься именно Растрелли) – главенствующий надо всем грозный самодержец – не мог не выглядеть анахронизмом. Такая ограниченная трактовка уже была невозможна в Век Просвещения.

По рекомендации Д. Дидро, в Санкт-Петербург для аудиенции у Екатерины II выезжает французский скульптор Этьен Фальконе. Скульптору предписывалось прибыть в Санкт-Петербург с тремя помощниками в сентябре 1766 года. На их переезд в Россию императорская казна ассигновала 12 тысяч ливров, в эту огромную по тем временам сумму входили и расходы по перевозке объемного багажа французского мастера.

Работы над памятником

Соглашение с Этьеном Фальконе было подписано сроком на восемь лет, ежегодно скульптору должны были выплачивать 25 тысяч ливров.
 Много времени понадобилось Фальконе для разработки эскизной композиции. В ходе трудоемкого процесса была сформирована суть пластического замысла автора, постепенно совершенствовалась и доводилась до окончательного варианта композиция скульптурной группы. 

Композиционное решение Медного всадника, заставившего всадника на вершине скалы жестом правой руки утвердить свою правоту и могущество новых идей, победило. Кроме знания анатомии и умения отбирать самые важные детали, при работе над монументом необходимо было сохранить естественность пластической композиции и придать единство форме. Именно этот этап работы над памятником становился во многом решающим.

Столь пристальный интерес современников отчасти был обусловлен и тем, что работа Фальконе должна была стать первой монументальной скульптурой в Северной столице Российской империи. Движение всадника и лошади слитно и мощно. А сила торжествующего жеста Петра не только свидетельствует о значимости момента, не только концентрирует на нем содержание образа, но и передает то, что герой, увековеченный в памятнике, в этот момент чувствует. Шестнадцатилетняя напряженная работа Фальконе и его помощников по созданию шедевра мирового искусства и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и поныне, была завершена.

К истории создания Медного всадника