Перейти к содержимому

Юдома — отчёт о путешествии

Хребет Сунтар-Хаята гигантской цепью протягивается от верховьев реки Томпо, в юго-восточном направлении, на тысячу километров, почти до Охотского моря. Являясь высокогорным хребтом, покрыт ожерельем двух сотен ледников, от которых бурными потоками устремляются в два океана реки.

Группа туристов из города Якутска (предположительно в июле 2012 года, примечание С.Ш.) совершила комбинированное путешествие, пятой категории сложности, с траверсом северного массива хребта Сунтар-Хаята, со сплавом по интереснейшей водной артерии Дальнего Востока — реке Юдома.

 

самая высокая вершина Верхоянского хребта в Якутии

 

Целью экспедиции были освоение, разработка новых маршрутов, туров по Оймяконью, с продолжением по Хабаровскому краю и Усть Майскому улусу, а также обучение молодежи технике и тактике комбинированного путешествия. Поход стал продолжением многолетних путешествий якутских туристов по этому хребту.

Так, в прошлом году был пройден центральный массив Сунтар-Хаята, со сплавом в Охотское море, по реке Делькю Охотской, с посещением интереснейшего явления природы — точки бифуркации. Так называется разделение одной реки на два рукава, когда один течет в Северный Ледовитый океан, а другой — в Тихий океан. Из года в год, осваиваются новые маршруты, новые перевалы и вершины, проходим по разным рекам. Усложняется категорийность походов.

Была длительная подготовка участников к этому походу, как физическая, так и техническая, с весенними сборами в Усть-Нере. Также, был тщательно изучен район путешествия, подготовлено снаряжение. И вот, наконец, в пятницу 13 июля, наша группа выехала на такси в Оймякон.

Первый этап

Давно забылись многочасовые очереди на пароме, езда по пыльной и дымной колдобистой дороге заречья в душной машине. Несколько удивляет грандиозная стройка супертрассы в районе Черного прижима, параллельно сталинской «трассе на костях» — при полном отсутствии моста через реку Кюбюме (больше двадцати лет) и аварийном состоянии других мостов, в сторону нескольких сел в районе «полюса холода».

Из-за этого, после каждого дождя или паводка, дорога на несколько дней или недель закрывается, отрезая народ от мира. Некоторые рискуют и ежегодно река забирает свои жертвы.

Еще в Якутске мы поинтересовались уровнем воды в Кюбюме и, благополучно переправившись через неё, добрались до села Ючюгей, откуда начинается наш поход. Нашим проводником в этот раз будет Громов Федор, старший пастух стада №7 — Ахаандьа, как уважительно называют его все.

Он лучше других знает маршрут, который мы избрали на первом этапе нашего похода. Вторым каюром был Ашеин Василий, который на наше счастье идет попутно и любезно согласился помогать Ахаандье.

После упаковки груза по вьюкам, на одиннадцати конях мы отправились в направлении Мус-Хаи, высочайшей вершины хребта. Наконец-то мы вдыхаем чистый горный воздух, пьем чистейшую воду  и наслаждаемся окружающими красотами.

Но есть и обратная сторона медали – некоторые из моих друзей первый раз садятся на лошадей. Тем более, надо несколько дней, с утра до вечера, трястись на седлах.

Каждая лошадь имеет свое имя, характер и привычки. Передовые кони — Гром, Мондогой и Апачи. Они в возрасте, опытные и сильные, не любят, когда молодые лошадки лезут вперед, сразу кусают или норовят лягнуть. Туркмен спокойно идет сзади, но имеет плохую привычку — садится, как собака, когда привязывают или если что не понравится. Гром, Догор и Дохсун любят кушать хлеб. Дохсун, если не дашь хлеб, может лягнуть. Чоккуруос может сбросит седока: недавно сбросил человека, тот получил оскольчатый перелом ключицы.  Со всем этим нас знакомят каюры и познаем по ходу сами.

Комары, пауты и всякая мошкара вьются вокруг лошадей тучами, кусают лошадей и попутно нас. Еще в Якутске, мы специально запаслись солидолом, которым ежедневно обрабатываем лошадей. Благодаря сухой погоде этого года, тропа сухая и кони резво неслись вперед. Со второго дня, некоторых из нашей группы начали беспокоить потертости, в определенном месте, от жесткого контакта с седлом.

Наш маршрут пролегал через долины рек Агаякан, Ат-Юрях  и Джолындьа. Маршрут удобный для быстрой доставки груза и людей до северо-восточной стороны Мус-Хаи. На четвёртый день мы, в верховьях реки Джолындьа, расстались с конным караваном, который идет дальше, в верховья Юдомы (река Кагань), где базируется их оленье стадо и откуда мы планируем наш сплав. Наш катамаран и продукты, для сплава, мы отправили с ним.

Второй этап

Отсюда начинается основной, горный этап нашего похода. Начиная с верховьев Джолындьы, поднимаемся на ледники. Прошли  короткий каньон, преодолевая бурный поток мутной ледниковой воды и поднялись на конечную морену. На морене поставили палатку. С языка (нижней части) ледника №40 открывается  величественная панорама северовосточного цирка Мус-Хаи и пика Кулаковского, окаймленного острыми пиками вершин и жандармов с широкими и узкими провалами перевалов.

Пик Кулаковского с северной стороны

Ледники №40 и 39, в средней части, разделены нунатаком, по описании гляциологической экспедиции, работавшей в конце 50-х годов. Из-за усиленного таяния ледников, этот нунатак превратился в гору.

В облаках видна северная сторона пика Кулаковского

Одев горное снаряжение, поднимаемся все выше по леднику, преодолевая промоины с бурным потоком воды и трещины, испещряющие тело ледника на перегибах. Большие трещины и промоины преодолеваем по снежным мостам со страховкой.

Вид с северо-восточной стороны пика Кулаковского

Окружающие горы и верхняя часть ледников постепенно покрылись облаками. И мы продвигаемся по облакам, поднимаясь на перевал названный десять лет назад, в честь нашего родного города, перевалом «трёхсот семидесятилетия Якутска».

На перевале «370-летия Якутска»

Тогда, наша группа, совершила первопрохождение этого перевала и впервые взошла на гору, названную в честь славного сына нашего народа, Алексея Елисеевича Кулаковского.

Начало реки Делындя

Для спуска с крутого перевала навесили сто метров веревки, преодолев при этом большой бергшрунд. Дальше, по мокрому снегу и под дождем, спустились на ледник №36. Потом, продолжая траверс, поднялись на северо-западный гребень Мус-Хаи. Перевал назвали «Траверсный».

По смешанной сыпухе спустились на ледник №34 и на срединной морене, на высоте 2 550 метров, разбили штурмовой лагерь. Погода плохая, а завтра у нас запланировано восхождение на Гору. Все волнуются, как перед боем. Завтра кульминационный момент. Молим хозяина Горы, чтоб погода улучшилась и позволила взойти на неё.

На завтра, погода действительно улучшилась и мы благополучно совершили восхождение на Муус-Хаю, по южному гребню. Преодолев кучу препятствий, в виде трещин, бергшрундов, отвесного льда, крутой сыпухи и жандармов, мы оказались на вершине, где выше некуда.

Вокруг открывается прекрасная панорама гор, ледников Северного массива Сунтар-Хаята. На юго-востоке видим родные очертания гор Берилл и Спрингис. На юге красуется долина реки Хори, к которой планируем идти завтра, чтоб увидеть «золотую» скалу и пройти труднопроходимый каньон. В туре нашли записку ленинградских туристов, последний раз поднимавшихся на эту вершину в 1990 году. Оставили свою записку. Фотографируем панораму и группу.

Спуск, хоть и опасен, занял меньше времени, так как нет той одышки, которая бывает на такой высоте. После спуска в штурмовой лагерь, поздравляем друг друга с Горой. У всех приподнятое настроение.

Молодые члены нашей группы, преставляющие клуб «Itrek», Коля Федоров и Коля Слепцов, в восторге. Они впервые на ледниках и каждый шаг, каждый миг им дает радость общения с живой природой. Это отражается в их глазах и движениях.  В горах начинаются и набирают энергию реки, дающие жизнь всей природе. Чем выше горы, тем больше энергию набирают реки. С каждым вдохом горного воздуха и глотком ледниковой воды, взирая на окружающие красоты, мы набираем колоссальную энергию.

На следующий день сплошная облачность, ноль видимости. Запланированный в этот день перевал Бермана на реке Хори придется отменить. Идем запасным маршрутом, через перевал Проходной, на ледник №31 и заброшенную метеостанцию «Сунтар-Хаята».

Глобальное потепление видно невооруженным глазом: будучи в этих местах около тридцати лет назад, отмечаю разительные перемены. Не стало ледника №31А, который был между ледниками «Большой Мус-Хая» и №31. Не стало озера под ледником №31А, как и грота под ним. Растительность поднялась высоко в горы. Значительно отощали и большие ледники, тоненькие промоины превратились в огромные труднопроходимые овраги.

Спускаясь по леднику, встречаем членов международной экспедиции во главе с профессором Кадота Сан. Они изучают эти ледники уже пятый год. Они прилетают сюда, так как ледник №31 наиболее изученный, еще с 1957 года, когда здесь работала по программе международного геофизического года, гляциологическая экспедиция во главе с Корейши М.М.

Вместе с японцами работают сотрудники Якутского Института Мерзлотоведения — Аргунов Р.Н., Ефремов П.В. и Суздалов Д. Мы были обоюдно рады встрече. Нам был нужен тепло и уют их теплых, просторных и сухих палаток. И мы были им интересны своими рассказами и песнями. Мы их угощали оладьями и пирожками, стряпанными нашей Гулей, сопровождаемые песнями Гули. Они угощали японским блюдом гюдон, помыли в японской бане и смотрели японские фильмы про самураев. Мы им безмерно благодарны за их теплый прием.

Дальше, мы пошли через заброшенную метеостанцию на реке Хоронь — это приток Сунтара. Долина речки отличается отвесными скалистыми склонами красного цвета. Дно ущелья представляет русло речки, почти сухое без дождя или бурный поток от склона до склона после дождя.

Спустившись по одному притоку, поднялись по другому притоку и подошли к третьей части горного этапа — высокой скалистой горе, на границе Хабаровского края. Эта гора уже много лет привлекает к себе внимание моих друзей, по нашим данным восхождения на нее еще не было. В этом году мы запланировали разведку подходов к ней. И мы эту задачу выполнили, поднявшись на перевал Аметистовый и Ниткан. Провели съемку со всех сторон. В Хабаровский край спускаемся по Ниткану.

Долина реки Ниткан отличается обилием каньонов, высоких прижимов, поэтому постоянно шли по террасам. Благо, что террасы были довольно ровные, травянистые, местами заросшие кустами цветущего рододендрона и других цветов. Видели много горных баранов, спустившихся с гор на альпийские луга, кормиться. И в этот раз они порадовали нас своим головокружительным бегом по отвесным скалам.

Если до водопада мы двигались правым (орографически) берегом, то после брода, чуть выше устья реки Снежная, почти до конца продвигались по террасам левого берега. Здесь важно отметить, что брод через Снежную, как брод и на других подобных речках, лучше утром, поскольку вечером уровень воды, из-за таяния ледников и снежников, намного больше и может представлять опасность.

Растительности все больше и больше. Граница леса далеко позади, на уровне 1 500 метров, над уровнем моря. Местами встречаются кусты смородины, каменушки и голубики, этими ягодами мы дополняли свой скудный рацион. Встречаются и другие съедобные растения, например, ревень, чьи корни напоминают пряники. Собирали и лекарственные растения.

Сплав мы планировали с места слияния рек Кагань и Ниткан. Но база наших друзей и наш груз в десяти километрах выше по реке Кагань, в несплавной зоне. Пришлось идти к ним и вернуться на лошадях, с грузом.

Остаток дня собирали катамаран, благо что «корабельный» лес был рядом. Назавтра, быстро собравшись под дождем, мы начали сплав.

Третий этап

Слово «сплав» имеет двоякий смысл, но оба понятия тут имеют большое значение. Первый смысл понятен, как способ продвижения по ходу течения реки, а второй смысл — как сплав металла. Когда хотят получить особый металл, соединяют несколько металлов и вещество приобретает совсем другое качество, становится особо прочным или нержавеющим. Так и тут сплав людей составляет группу сплавщиков. Если по земле шесть человек могут ходить каждый по своему, в катамаране все вместе и судно отзывается на гребок каждого. От действия каждого зависит все.

Спортивный сплав требует особого «сплава» команды. Река Юдома не относится к супер сложным в спортивном плане, но имея весь комплекс препятствий — такие как перекаты, шивера, пороги, наледи, расчески, завалы и подобное — в сочетании с изумительной по красоте дикой природой, является очень интересной для сплава рекой. Как горная река — требует постоянного внимания, готовности.

берега реки Юдома

В любое время можно оказаться в воде, так наш катамаран дважды попадал на завал. В первый раз, смотря как несется к нам молодой медведь зазевались, не успели вырулить и нас прижало к завалу, подтопив одну половину. Вышли казалось бы почти сухие, без потерь, но вечером обнаружили огромную дыру на внешней обшивке нашего судна и 27 пробоин на внутренней. Следующий день с утра до вечера занимались ремонтом. Ремонтировали на совесть, навсегда.

Утром следующего дня, попав на корягу, сломали весло.

Второе попадание под завал было неожиданным — казалось бы, на простом участке. Река растекалась на протоки, шли по основной, левой протоке, которая протекала по лесу широким, прямым руслом. Русло сузилось и разделилась на протоки. Два мощных потока неслись, обходя срединный завал. Волею судеб, наше суденышко попало под этот завал. Сразу половина катамарана оказалась под завалом, двое оказались там же. Мощный поток воды не давал им подняться. С большим трудом и с помощью друзей они поднялись и вытащили катамаран, из казалось бы неподъемного положения.

Дальнейшие участки реки были еще сложнее, но мы, уже ученые, далеко обходили «лесные» протоки, даже на левые протоки старались не ходить. Обходя опасные завалы, обносили, протаскивали катамаран  чуть ли не посуху. Каски и спасательные жилеты обязательны. Хорошие сидушки с фиксацией и непромокаемость вещей и себя желательна, так как на порогах и шиверах судно и экипаж окатывает до верху.

Если в начале сплава, сплошные изматывающие перекаты, разбои и завалы — заломы, по которым в малую воду часто приходится таскать судно — то, ниже озера Наманкур, перекаты радуют своим стремительным течением и всплеском адреналина в нашу кровь.

верховья реки Юдома

Ниже устья реки Турункич хорошо ловится хариус, а ниже наледи Налкасыкчана и ленок. Так что, уже проблем с питанием нет. А на озере Наманкур огромные щуки и… медведи. Когда мы только остановились на ночевку, сразу к нам подошел хозяин этих мест «Михаил Потапыч». Но, видимо чем-то мы не понравились, он сразу убежал, подойдя на метров десять.

Утром, с другой стороны, подошел такой же «друг». Тоже убежал, угостив нас голубичным вареньем. Дух реки угостил нас Тайменем, нацепив на крючок удачливого рыбака. А ленков было много — ловили столько, сколько надо было на ужин или завтрак.

Рыбалка на Юдоме

В пяти километрах, выше реки Кяла, начинается труба, каньон или как говорят здесь — Кялинские (другое название — Юдомские, примечание shinkareff.ru) ворота. Река мощным потоком воды прорезала монолитную скалу  и еще издалека возвещают о себе мощным рокотом. На входе стоит как страж ворот, высокий скальный остров, неся на своей вершине огромные бревна, оставшиеся от половодья и как бы предупреждая, куда мы идем. С обеих сторон высятся скалистые берега, вода как бы стараясь освободится от скальных оков, бьется, пенится стоячими волнами извиваясь по зигзагам каньона.

Мы, предупрежденные еще в самых верховьях, местным оленеводом Юрием Громовым, о непроходимости этого каньона, ждем за каждым поворотом чего-то такого… но, каньон также неожиданно расширился и как бы его и не было. Река приобрела обычные очертания с разбоями и плесами. Скоро мощным потоком воды слева впадает река Кяла, потом река Морат. В одиннадцати километрах, ниже реки Нематли, начинается порог Дикий.

Необходимо сделать предварительную разведку. Пороги из трёх каскадов находятся в скалистом ущелье разделенном на протоки большими скалистыми островами с лесом. Уровень воды диктует разные маршруты. Успешно пройдя эти пороги мы поняли, что сплав команды неплохой и, если еще закалить, будет совсем хорошо.

Ниже порогов мокрые и довольные остановились отдохнуть. И тут, как подарок, к нам явился олень с огромными ветвистыми рогами. Не спеша бегал рядом, чуть отбежав, ходил спокойно.

Среднее течение Юдомы удивило обилием непуганных зверей — оленей, лосей и медведей. Видели большие стаи гусей, но они были пугливее остальных и не подпускали близко, хотя у некоторых из нас было желание познакомиться поближе.

Пройдя большие меандры Юдомы, гусиные, утиные и голубые озера, дошли до участка Юдома Крестовская. Это место знаменито тем, что здесь проходил Якутско-Охотский тракт, просуществовавший почти триста лет. На берегу стоит огромный деревянный крест, на котором написано латинским шрифтом «Vitus Bering 1739 — 1989».

Как мы знаем из истории, первый крест здесь поставили еще первые землепроходцы, в 1640-х годах. В Юдомо-Крестовском был центральный участок Якутско-Охотской телеграфной линии, запущенной в строй ровно сто лет назад, в строительстве которого активное участие принимали наши земляки, в том числе А.Е. Кулаковский. Еще в этих местах воевали во время гражданской войны, за светлое будущее, о чем свидетельствует другой памятник.

В этом памятном месте нас радушно встретил егерь Филиппов Виктор Николаевич, со своим другом. Поговорив за сытным ужином и послушав песни наших друзей, заснули крепким сном. Нам еще три дня грести.

Назавтра, как будто набрав энергию, сделали рекорд — прошли 101 километр. Прошли Кютепский порог и Кютепский перекат. Из-за дыма видимость совсем плохая, солнце как белое пятно. Вода стремительным потоком устремляется через пороги, при этом русло усыпано огромными валунами. Приходится постоянно уворачиваться от очередных камней и прижимов.

Река Юдома

Сплав сопровождается криками впередсмотрящих, командами, руганью капитана «греби…, табань…», восторженными возгласами на стремнинах. Местами попадаем в «бочки» и за ними, проходя через стоячие волны, окатываемся водой с головой, что приводит всех в восторг.

Заключительный этап

На Югоренке завершили активную часть маршрута. Отсюда на машине, любезно предоставленной нашими друзьями из Усть-Маи и Солнечного, поехали на Эльдикан. По пути горела тайга с обеих сторон трассы, в машине было жарко. По трассе бегал соболь, спасаясь от огня — эта картина будет символом этого лета. Так как самолет не летал из-за дыма, с Эльдикана до Хандыги добрались на катере. В Хандыге хотели посетить знаменитый музей «ГУЛАГа», собранный местным энтузиастом Игошиным Иваном Ивановичем, но увы — местной администрации этот музей был не нужен или мешал и его закрыли.

Оймякон и север Хабаровского края – край необыкновенной красоты. Высокие горы, покрытые ледниками и снежниками, стремительные реки с порогами и шиверами, с удивительные растения и непуганые животные, да просто чистый воздух и чистая вода – настоящий рай для туристов. Видя загоревшие живым огнем глаза и слушая восторженные высказывания нашей молодежи, понимаем, что путешествие удалось.

Автор — Цыпандин Г.И. Фотографии на маршруте — Федоров Н.Н. Кроме того, использованы фотографии Ивана Игошина, Сергея Карпухина и неизвестных авторов, выполненных в разное время, в бассейне реки Юдома.

Юдома в верхнем течении

Река Юдома — справка с сайта wd-s.ru

Длина 765 км, площадь водосбора 43 700 квадратных километров. Образуется при слиянии рек Ниткан и Авлия, берущих начало со склонов хребта Сунтар-Хаята. В верхнем и среднем течении река протекает по территории Охотского района, низовья относятся к Аяно-Майскому району. В верховьях часто встречаются пороги, река течет в ящикообразной долине, в основном, одним руслом. В средней части долина расширяется, появляются большие и малые озера. Наиболее крупные среди них: Наманкур, Оленье, Большое. Меандрирует. Ниже устья ручья Акачан, русло реки сужается и она вновь течет одним руслом, иногда делая большие петли. Встречаются и пороги, самый известный из которых — Кютепский. От этого участка до устья, по реке проходит административная граница между Хабаровским краем и Якутией.

Река Юдома — справка с сайта wikipedia.org

Юдома — река в России, протекает в Якутии и Хабаровском крае, правый приток реки Маи (бассейн Лены). Исток — в Хабаровском крае, на северо-западном склоне хребта Сунтар-Хаята. Юдома образуется слиянием двух рек: Ниткан и Авлия. В верховьях река течёт на юго-юго-запад, затем поворачивает к юго-западу и северо-западу, где пересекается с дорогой в Охотск — Юдомский Крест (действовашая в прошлом веке, телефонно-телеграфная и разъездная станция на трассе Якутск — Охотск (Охотский тракт)). Далее, река направляется к юго-западу и к югу, затем к западу и юго-западу, а в низовьях, около реки Бык, поворачивает на юго-юго-запад и впадает в реку Маю, с правой стороны. На значительном протяжении (от места, примерно, в двадцати километрах выше Югорёнка, до устья) служит границей между Якутией и Хабаровским краем. Течение извилистое и быстрое, берега крутые, много подводных камней, порогов и мелей. Весной сильно разливается, затопляя долину в устье. Судоходна на 217 километров от устья.

Юдома — отчёт о путешествии: 1 комментарий

  1. Kostey

    фотографии как-то странно открываются. все по разному. отчёт класный. спасибо!!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *