Перейти к содержимому

Отечественное ТВ — выключить и забыть

Одно из самых беспощадных «шоу» на российском телевидении федерального уровня — проект «Званый ужин» на РЕН ТВ. Тем, кто видел даже небольшой фрагмент любой из программ цикла, напоминать о содержании не нужно, оно врезается в память навсегда. Но, есть и те, кто пребывает в благостном неведении. Для такого случая ссылка, переходить по которой не рекомендуется:

 

 

Напомню: продукт показывают днём, без ограничения доступа, по открытому федеральному телевизионному каналу — тому, который входит в число «стратегически важных» медиа-ресурсов, как любят говорить руководители РФ.

Зрители, далёкие от реалий российского телевизионного производства, как правило, задаются несколькими вопросами. Попробую сформулировать ответы на них.

 

1. Как это делается?

После того, как все переговоры позади и будущий проект куплен вещателем, производитель контента запускает его в работу. Сценарий не требуется, прописываются лишь ключевые действия и реплики. Специалисты по кастингу подбирают участников — и здесь востребованы две категории «артистов»:

— профессиональные актеры и актрисы, безработные, невостребованные, готовые хоть в массовку, хоть на панель;
— непрофессионалы, люди с улицы.

Обе группы — представители социальных низов. Только первые прошли все круги «телевизионного ада» и вполне отчетливо осознают, какой продукт готовят зрителям — без рефлексии и сожалений, пряча подальше то, что называется интеллектом в их отрасли.

Вторые — городские сумасшедшие, фрики, люди с психическими или физическими отклонениями, а иногда и явно больные персонажи, которых за дверями павильона ждёт опекун. Они верят в магию телевидения, в обещания будущей карьеры, в чудо, которое всё изменит и вот-вот начнётся настоящая Жизнь.

Весь успех «шоу» заключается в непрерывных издевательствах авторов программы над второй группой героев. Как видите, формула — проще некуда.

 

2. Зачем это делается?

В том и дело, что оно не «делается» само. Его делают люди — реальные, циничные, умные, не бедные. Заказчики «Званого ужина» заколачивают деньги, пока есть возможность. Вот и весь смысл.

В условиях, когда государственные институты фиктивны, когда обратная связь с потребителем выключена, когда маленький человек бесправен — есть возможность заработать быстро, много и безопасно. А тратят они свои деньги, как мы знаем, в других странах. Где за «Званый ужин» можно получить статус преступника.

Но, там они не станут заниматься подобной дрянью. Там они планируют жить по другому, не вспоминая о неприятном и покупая только лучшие кабельные пакеты вещания, с отметкой «ребенок в доме».

 

3. Кто это придумал?

Разумеется, в области телевизионного производства все находки отечественных изготовителей вторичны. В Европе и США, в прошлом веке, с провокационными форматами экспериментировали наперегонки, все кому не лень, от неизвестных деревенских радиостанций до международных вещательных корпораций. К нынешним временам они пришли матерыми мастерами жанра, работающими как правило в спутниковых сетях, где их шоу невозможно закрыть.

Пожалуй, самым успешным таким экспериментатором можно считать «застенчивого Цви»: американский теле- и радио-ведущий Говард Стерн в 2006 году вошел в десятку самых популярных знаменитостей по версии «Forbes» и мог позволить себе выплачивать полумиллионные штрафы за свои скандальные эфиры.

Российскому зрителю он запомнился лишь по одному эпизоду: в 2002 году в шоу Стерна участвовала «Мисс Вселенная 2002» Оксана Фёдорова, которую этот пройдоха заставил отвечать на вопросы интимного характера. Цитаты из крайне откровенного выступления нашей бестолковой красавицы облетели весь мир и вызвали, тогда, шоковую реакцию в России.

Прошло тринадцать лет. Максимум, на что мог бы рассчитывать сегодня Стерн, устраиваясь на РЕН ТВ или к младшему Малахову — стажёр.

 

4. Что делать?

Нравственные ограничители продюсеров федеральных каналов российского телевидения не включатся. Денежное место пусто не бывает. Уйдут одни, придут другие.

Законы и суды, в этой части, в ближайшее время не заработают. Правовое поле поросло зеленью и его только выжигать.

Выключить и не смотреть? Верно, я и сам так делаю. Только всё чаще понимаю, что такого подхода недостаточно. Он идеален для жизни внутри себя, «сферического в вакууме». Но, есть близкие, знакомые, друзья друзей — все те, из кого и состоит общество. Оно смотрит, чаще всего, по инерции. И хуже всего, что смотрят дети.

Поэтому, надо говорить, объяснять, формулировать. Надо искать возможности общения с теми, с кем вроде бы и не о чем, и не зачем — и уговаривать, и убеждать. Необязательно требовать закрытия, выходить на пикет или создавать петиции. Можно говорить с одним человеком, напрямую. И пусть завтра одним телезрителем станет меньше.

Вот такая сиюминутная теория малых дел.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.