Перейти к содержимому

Как снимать видео на Canon EOS 550D

В последнее время появился достаточно широкий спектр фотоаппаратов, позволяющий снимать видео довольно приличного качества. Большие матрицы — от кропа 1/2,1 до полноматричных — позволяют отображать видео в более широком динамическом диапазоне, чем у любительских видеокамер. Кроме того, они обладают высокой светочуствительностью, которая оставляет далеко позади бытовые видеокамеры верхнего ценового диапазона. Размер матрицы в DSLR-аппаратах позволяет снимать в более узком диапазоне ГРИП, что  даёт возможность точнее выделить снимаемый объект. Добавим сюда возможность применять широкий выбор сменных объективов. Однако не всё так просто...

Есть некоторые особенности картинки vdslr, зная которые, можно избежать ухудшения качества материала. Особенно, если снимать видео на Кэнон.

1. Ролинг-шаттер

При быстром движении камеры и небольшом количестве кадров в секунду информация не успевает считываться с матрицы камеры, картинка на видео выглядит «желеобразной».

https://www.youtube.com/v/GMENDJdzlf0

Выход: избегать резких движений камеры, чем выше частота кадров в секунду, тем меньше ролинг-шаттер. Стоить отметить что и видеокамеры тоже его не лишены, особенно снимающие в прогрессивном режиме.

2. Стробирование

При небольшом количестве кадров в секунду и короткой выдержке, быстром движении камеры, либо быстром движении в кадре, видео, снятое на Кэнон, становится как бы дискретным — обратите внимание на движение стрекоз в середине ролика:

https://www.youtube.com/v/9MBTOudy1g4

В этом ролике есть «замедление», оно само может приводить к стробу, пример для наглядности. Как бороться со стробированием — расскажу далее.

3. Алиасинг

Там где есть мелкие повторяющиеся детали, могут возникать артефакты изображения. За 5 часов отснятого в походе видео на Кэнон у меня был испорчен только один план. Обратите внимание на воду:

Фотоаппарат

В настояшее время на рынке представлены следующие фотоаппараты, способные снимать видео достаточного разрешения.

Сanon 5D Mark II. Отличный фотоаппарат, снимающий видео, влагозащищён и ударопрочен. Полноматричный. Достаточно высокая цена. После прошивки есть возможность регулировки звука. Запись на СF.

Canon 7D. Кроп, влаго и ударопрочен. Запись на CF.

Canon 550 D. Кроп, по сравнению с Сanon 7D менее влаго и ударозащищён. Качество видео соответствует Canon 7D.

Canon 500D. Предъидущее поколение, снимает с частотой 20 кадров в секунду, что может приводить к роллинг-шаттеру. Однако, некоторым это не мешает снимать отличное видео.

Panasonic GH1. Снимает видео в режимах до 1080р, имеется поворотный экран и автофокус.

Panasonic GF1. Снимает видео в режиме 720p. После использования «хакнутой» прошивки — до 1080р. Есть автофокус.

Pentax K7. Кроп, сжимает видео в mjpeg, максимальное разрешение 720p, есть встроенный стабилизатор.

На момент покупки Сanon 550D обладал лучшим соотношением цена/качество. Небольшая стоимость стала для меня основным критерием выбора Dslr-аппарата для записи видео и тестирования в походных условиях.

Тушка

О большинстве настроек можно узнать из инструкции, я же хочу обратить внимание на некоторые особенности, важные для видеосъёмки в путешествиях. Сanon 550D позволяет снимать видео в разрешении 1920 на 1080 пикселей, со скоростью 25 кадров в секунду (система PAL), а также 24 кадра в секунду и 30 кадров в секунду (NTSC). И, соответственно, в разрешении 1280 на 720 при 50 (PAL) или 60 (NTSC) кадров в секунду.

Кроме того, есть возможность съёмки кадрированного видео в разрешении 640 на 480 50 р. Кадрирование происходит на матрице ,что приводит к тому что снимаемый участок "увеличивается" в 5 раз. Стоит отметить, что линейка Canon снимает видео в прогрессивном режиме, то есть нативное видео вы сможете просмотреть на компьютерном мониторе, "плоском" телевизоре. ЭЛТ-телевизоры не смогут отображать видео снятое в прогрессиве без прекодировки. Что касается NTSC режима, при видеосъёмке с искусственным источником света может возникать мерцание.

В каком режиме снимать?

1920х1080 25p FullHD — полновесная картинка телевидения высокой чёткости, но 25 кадров в секунду на динамичных кадрах и на панорамах, при некоторых условиях, могут приводить к стробированию. То есть, видео может воспроизводиться с небольшими рывками.

1280х720 50р HD — немало телеканалов, транслирующих формат HD, на самом деле передают картинку в формате 1280 на 720. 50 прогрессивных кадров в секунду позволяют избежать строба, кроме того, переводя видео в 24 или 25p, можно добиться гладкого замедления (slow-motion) видео.

Режимы  30p и 60p NTSC — можно смотреть на мониторе компьютера, но большинство телевизоров, продающихся на территории Росии, не поддерживают этот формат. Если видео предполагается просматривать только на компьютерном мониторе, то эти режимы являются предпочтительней, так как частота кадров выше, чем при съёмке в системе PAL.

Экран

В 550D в отличие от 7D и 5D Mark II экран больше и ярче, на максимальном уровне яркости он позволяет достаточно уверенно фокусироваться в солнечный день, однако максимальный уровень яркости экрана подразумевает повышение энергопотребления. Помочь в фокусировке поможет наглазник, его можно заказать, или сделать самому. Мой наглазник — из папье-маше.

Носители информации

Флэш-карты SDHC, желательно не менее 6 класса.

Файлы записываются в системе FAT32, размер максимально до 4 Гб, что соответствует 12 минутам. Для тестирования (в поход) брались «Apaser» на 16 ГБ, десятый класс, две штуки (нареканий нет) и «Transcend» на 16 Гб, десятого класса, три штуки. Одна из них, после полной записи, не читается фотоаппаратом и компьютером, через фотоаппарат. При попытке записи, сообщает — карта заполнена. Но, через «Zoom H4», использовавшийся как карт-ридер, прочиталась на ПК. Кстати, позже удалось разобраться с «бракованной» картой. По какой-то прихоти, фото и видео на карте сохранились в папке misc, а не в dcim. После создания на флэшке папки dcim и переноса туда фото- и видеофайлов, флэшка начала читаться фотоаппаратом. С остальными карточками этой серии проблем не возникало.

Кроме того, использовалась «Qumo», на 16 Гб, шестой класс, одна штука — нареканий нет. Перегрева ни разу не было, очень редко возникал значок буфера, но быстро исчезал, что не влияло на запись. Максимальная длительность одной записи — 5.36 минут. Дополнительно, уже на месте, удалось разжиться «Sandisk», на 16 Гб, второго класса — нареканий нет. Чуть чаще возникал значок буфера, но быстро исчезал. Максимальная длительность одной записи — 3.15 минут.

Одна флэш-карта на 16 ГБ позволяет записать до 44 минут. Имеет смысл в поход брать фотобанки.

Электропитание

В Сanon 550D используются аккумуляторы LP-E8 или их аналоги.

Аккумуляторы садятся очень быстро, прежде всего из-за постоянного использования экрана. 1-2 аккумулятора в день  - это средний расход. Учитывая стоимость аккумуляторов в продолжительный поход ими не напасёшься. Можно взять батарейную ручку BG-E8. Она позволяют использовать 6 пальчиковых батареек, или 2 аккумулятора LP-E8. Так как у нас в самолёте предполагался перевес, то батарейки покупались на месте. Нам попались Pleomax, которые позволили снять всего лишь 1,5 минуты на 30 батареек. В случае использования нормальных батареек (например, Duracel), то время работы фотоаппарата всё равно несколько меньше чем при работе от двух  аккумуляторов.

Как можно экономить расход заряда: уменьшать яркость экрана, наводить фокус при выключенном фотоаппарате (фокус при включении фотоаппарата сохраняется, но картинка кадрируется немного иначе), не использовать оптический стабилизатор в объективах.

Зарядка

При первой же зарядке от бензинового аккумулятора сгорело зарядное устройство.

LP-E8 же может зарядиться от любого зарядного устройтства для аккумуляторов с напряжением 7,2 вольта. На аккумуляторе есть два крайних паза имеющие обозначения "+" и "-", куда можно подсоединить соответствующие проводки.

Для зарядки использовалась солнечная батарея, при зарядке через розетку использовалось зарядное устройство Cavei для видеокамеры Panasonic ag-dvc 30. Стоить отметить, что при использовании неоригинальной зарядки, когда отсутствует обратная связь с аккумулятором, стоит его немного недозаряжать,  - перезарядка может приводить к "усталости" аккумулятора.

Звуковой тракт

Сanon 550 D оснащён неплохим для видеокамер начального уровня микрофоном. Учитывая формфактор камеры, лицо снимающего будет находится с микрофоном и помимо прочих звуков будет отлично записываться пыхтение оператора. Прочих звуков тоже будет немало, это и звук автофокуса, и звук при ручной отстройке фокуса, звук зума и хлопки при изменении диафрагмы. Можно использовать внешний микрофон, для этого на камере есть разъём миниджэк (mic in). Желательно внешний микрофон разнести подальше от камеры, но и это не решит всех проблем.

Так как ручной регулировки записи звука в Canon 550D нет, то при использовании чувствительных микрофонов будет высокий уровень шума. Допустим вы записываете речь, когда человек говорит, —  уровень шума будет низкий, но только он замолкает на несколько секунд, как уровень шума заметно повышается.

Есть ещё вариант, - использовать для записи звука независимые от фотоаппарата устройства. Я использовал портастудию ZOOM H4,  - очень доволен, хороша как для записи голоса, так и для записи интершума.

Недостатки: высокая цена, необходимость синхронизации с видео, так же не устроила ветрозащита, хотя при использовании дополнительного куска поролона можно избежать брака при съёмках на сильном ветру. В принципе, если источник звука может находиться рядом и не будет заметного ветра, то вполне можно использовать встроенный микрофон.

Объективы

Существует огромный выбор объективов.

Для похода мне кажется оптимальным следующий набор. Для того что бы иметь возможность с одной точки  снимать разные планы желательно хотя бы на коротких фокусных растояниях иметь объективы с переменным зумом 17-85 (5х зум) или 24-105 (4х зум). Уже этих объективов хватит что бы достаточно полно зафиксировать большинство приключений. Учитывая, что в Сanon 550 D используется "кропнутая" матрица, то фокусное расстояние следует умножать на 1,6. Фокусные расстояния до 50 мм  - хороши для съёмок пейзажей, от 50 до 100 мм хороши для съёмок людей, лиц, и.т.д.

Для более широких возможностей можно так же взять длиннофокусные объективы, особенно если вы увлекаетесь видеосъёмкой дикой природы: 70-200, 70-300, 100-400.

Есть объективы с очень широким фокусным расстоянием, например, 28-300, но покупая такие объективы нужно иметь в виду, что не на всех значениях фокусного расстояния они могут обеспечить одинаково хорошую резкость. Чем универсальней зум, тем реже вам придётся менять объективы, тем меньше вероятность попадания мусора на матрицу и на линзы объективов. Если позволяют средства, то желательно брать объективы с постоянной диафрагмой на разных фокусных расстояниях, например 24-105 1:4,0, особенно это касается короткофокусных объективов. Дело в том что при использовании зума в них диафрагма, на каком бы числе она не находилась останется постоянной, что позволит избежать изменений освещённости кадра при зумировании. Если  вы зумируете объектив с непостоянной диафрагмой, допустим 18-55 1:3,5-5,6, то даже на диафрагме 8, которая останется неизменной будут наблюдаться изменения освещённости кадра.
Для съёмок мелкой живности и цветов желательно взять макрообъектив. Кроме того можно взять какой-нибудь светосильный фикс, который позволит вести качественную видеосъёмку при недостаточном освещении. Очень неплох недорогой canon 50 mm 1,8 II.

Оптический стабилизатор в объективах позволяет уменьшить дрожание картинки. Его использование значительно ускоряет разрядку аккумулятора. У меня при съёмке с рук без использования стабилизатора стабильная картинка до 70 мм, при использовании рига (о нём чуть дальше) до 110-150 мм. При использовании штатива оптический стабилизатор бывает необходим лишь в случае, когда вес камеры с объективом превышает вес на который расчитан штатив, при больших фокусных растояниях, тогда любой порыв ветра может привести к "дрожанию" картинки, — собственно только в этом случае я в походе и включал стабилизатор.

Другие линзы и бленды

ND-фильтры позволяют защитить линзы объектива от царапин и мусора, так же ND-фильтры с высокой степенью светопоглощения (2,4,8,12) позволяют использовать при съёмке более длинную выдержку и более открытую диафрагму. Поляризационный фильтр отсекает лишние световые отражения, позволяя делать картинку более сочной, иногда приводят к цветовым искажениям при видеосъёмке. Бленда служит для защиты от бликов.

Что ещё желательно взять

1. Штатив.
2. Риг или плечевой упор.

Формфактор Canon 550D не удобен при съёмке с рук. Немного помогает стабилизации картинки ремешок от фотоаппарата, натянутый между руками и задней поверхностью шеи. Плечевой упор лучше стабилизирует съёмку с рук. Риг помимо стабилизации служит основой на которую можно цеплять микрофоны, мониторы и другие обвесы.

3. Видоискатель - позволит оперативней и быстрее отстраивать фокус.

4. Пульт с таймером - пригодится для интервальной съёмки.

5. Грушу для сдувания пыли с матрицы и кисточка.

Параметры видеосъёмки

ISO

Чем меньше ISO — тем меньше шумов. В солнечный день ISO не больше 100, при недостаточной освещённости до 400 шумы практически отсутствуют. 800 — относительно терпимы.

Диафрагма

В принципе для объективов характерен диапазон диафрагм, при котором они обеспечивают наиболее резкую картинку. Наиболее удобно cнимать в диапазоне 1:4-1:11, значения до 1:4 приводят к очень маленькому ГРИПП, что неплохо при постановочной съёмке, но в случае репортажной съёмки затрудняет фокусировку, при значениях диафрагмы от 1:11 заметно падает разрешение.  Это больше касается фотоаппаратов с "кропнутыми" матрицами, у фотоаппаратов с полноразмерной матрицей при диафрагме 1/16 практически нет ухудшения чёткости. В принципе, для разных объективов на различных фокусных расстояниях диапазон значений диафрагмы при котором они обеспечивают максимальную резкость может меняться.

Выдержка

Наиболее комфортными являются значения выдержки до 1/100. Более короткие выдержки могут в динамичных кадрах приводить к стробу - изображение двигается рывками. В данном случае имеет большое значение скорость и плавность движения камеры и скорость снимаемого объекта. Снимая на выдержках вплоть до 1/4000, строба, который заметно бы ухудшил качество видео не наблюдалось.

Наиболее оптимальной для 25 к/с является выдержка 1/50, выдержки длиннее, например 1/30 могут приводить к "смазу" , то есть за снимаемым объектом как будто тянется небольшой, еле заметный "шлейф", как правило его не видят, но движение выглядит плавнее, чем короче выдержка, тем больше вероятность строба в кадре. Следует так же отметить, если кадр следует за объектом, то строб будет менее заметен, чем если объект снимается статичным планом.

Небольшой тест с разными выдержками

https://www.youtube.com/watch?v=ObRldqazC0o

Следует обратить внимание, что в подписях к кадрам есть небольшая ошибка: там где написано fps — не количество кадров в секунду, а именно выдержка.

Заключение

Снимая видео на Сanon 550D можно получить видеокадры отличного качества, однако удобство видеосъёмки оставляет желать лучшего. Во время похода мне постоянно приходилось экономить заряд аккумулятора и флэшки. При монтаже кадров с VDSLR потребуется более мощный компьютер.

Ну и напоследок, кусочек сборки кадров, снятых на Canon 550D.

Автор Борис Игнатенко

Обновлено в декабре 2019 года: ссылка на страницу автора удалена, так как сайт, вероятно, взломан (угроза безопасности во всех браузерах). Вместо неё — ссылка на профиль Бориса на Vimeo.