Перейти к содержимому

Павел Костомаров — итог

Вдруг показалось, что надо напомнить:
 не пропустите, посмотрите, послушайте ...
Скорее, послушать важнее, чем посмотреть, но на то оно и кино, чтобы картинки людям показывать. Красивые, удивительные, чарующие. Чтобы зритель замирал, растворяясь в чудесах авторского вымысла...

Короткометражный документальный фильм «Трансформатор» снял Павел Костомаров (режиссёр, сценарист, оператор, монтажёр), ставший известным и титулованным после появления «Как я провёл этим летом», где он работал оператором. «Трансформатор» появился на семь лет раньше и стал первым режиссёрским опытом Костомарова.  

В «Трансформаторе» нет красоты, чудес и замыслов. Там вообще нет ничего, что по мнению среднего российского зрителя, может называться «кино». Только реальность. Та самая, которая как цирк, в котором не смеются отслужившие в советской армии.

Короткометражка сделана в соавторстве со швейцарским документалистом Антуаном Каттиным. Скорее всего, благодаря ему она и появилась. История широко известна: деятели кино жили в гостинице, в провинциальном городке. Однажды к ним случайно ввалился сотрудник, охранявший неподалёку материальные ценности, и рассказал о своей работе. И, коротко, о своём видении мироустройства. Иностранцу этот рассказ показался достойным внимания.

Что там и как происходило в точности, неизвестно, но закончилось тем, что Павел поставил в «бытовке» камеру и записал монолог героя, при свете одной лампочки, без дублей. В результате: призы, премии и награды фестивалей, а также, участие в программе дня России на Каннском кинофестивале 2004 года.

Большинство отзывов, как отрицательных, так и положительных, написано людьми, которые смотрели фильм не целиком, либо невнимательно. Допускаю, что происходящее захватывает зрителей настолько, что детали не фиксируются. Поэтому, не читайте. Вот кино, отдайте ему 17 минут своего существования.  

 

Мне, с первых кадров, открылась та действительность, в которой я прожил большую часть жизни. Почти всю жизнь, за исключением сна и раннего детства. Не удивительная, не новая, не радостная. Во второй половине фильма успел пару раз удивиться, почему не выключаю. Ещё удивился «сырому» финалу, титрам и фотографиям. А через время вернулся...

Так всегда, после настоящего кино: оно требует додумывания, заставляет спорить с кем-то невидимым, выводит на обобщения.

«Трансформатор» — это черта. Картина о том, как завершает своё существование славянская цивилизация в России. Когда, через тысячелетия, студенты будут изучать историю восточных славян на примерах из кинематографа, в конце обязательного набора картин, после «Рублёва», «Белорусского вокзала», «Осеннего марафона», «Пяти вечеров» и других... — в конце курса они станут смотреть «Трансформатор».

Россия уже никогда не будет прежней, славянской страной. Мы стали невольными свидетелями и участниками смены эпохи. Мы вымерли.

Нельзя сказать, хорошо это или плохо. Никто не виноват. Пришло время исчезнуть одному народу и появиться, на его месте, другому.  

Павел Костомаров подвёл итог. Честный и некрасивый. Жаль.

Опубликовано Рубрики Без рубрики

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *