Перейти к содержимому

Дыра в моем сердце — Лукас Мудиссон

Очередной шедевр скандального шведского режиссёра Лукаса Мудиссона
вызвал бурю эмоций как у поклонников «другого» кино,
так и у признанных киноведов.

Несмотря на необычный жанр фильма «реалити», картина приняла участие практически во всех престижных кинофестивалях и завоевала достаточно много наград.

Критики говорят, что успех фильмам Мудиссона, как и японским хоррорам, принёс удивительное пространство кадра. Режиссёр, вкладывая минимум средств в декорации, костюмы и грим, на выходе получает настоящий шедевр. Действительно, такое чувство пространства дано далеко не многим. Мудиссон делает ставку на режиссёрскую и актёрскую работы, на способность современного зрителя что-то додумать самому. Он открыто говорит о том, что не желает работать для массового кино. Зачем ему делать бессмысленную работу, которую выполняют огромные американские кинокомпании? Зачем процесс создания произведения искусства превращать в процесс отмывания денег?

Ещё в студенческие годы Мудиссон выбрал для себя жанр интеллектуального кино (в котором деньги уходят на второстепенный план), и менять его он не собирается. Отсюда и характерная передача красоты через простоту и участие в фильмах людей, часто далёких от кинематографа. Режиссёр не боится быть непонятным, поэтому он смело экспериментирует и всегда выигрывает. Наблюдая за его работами можно смело сказать, что если бы гений выбрал любой другой жанр киноискусства, то его бы ожидал грандиозный успех.

Более того, если Мудиссону дать в руки перо, мы получим замечательные стихи и прозу, если ему дать кисть, то мы увидим потрясающие пейзажи. Остаётся только надеяться, что в своих следующих фильмах, режиссёр займётся ещё и написанием музыки, что, без сомнения, сыграет только положительную роль. А сейчас пришла пора отведать очередное блюдо от шефа – пикантный фильм «Дыра в моём сердце».

Мудиссон, известный своей страстью к шокирующим экспериментам, и на этот раз не изменил себе. За основу фильма режиссёр взял псевдо-документальные съёмки домашней порно студии, вокруг которой и разворачивается второстепенный сюжет. Основной сюжет фильма – это трагическая история молодого шведского паренька из глубинки. Кстати, драматическая жизнь провинциальной молодёжи – это излюбленная тема Мудиссона, которая прослеживается во всех его фильмах. Между первым и вторым сюжетами режиссёр вставляет рваные кадры пластических операций на женских половых органах. Таким способом он сообщает зрителю о полном крахе женщины как матери и об ужасающем эгоцентризме современных девушек.

Как всегда в качестве декораций режиссёр выбрал беспроигрышный вариант – маленькую социальную квартиру в небольшом шведском городке. Удивительно, что несмотря на вечные бардак и грязь, квартира предстаёт перед нами как некая светлая крепость, в которой герои ощущают себя королями мира. Единственное «тёмное» место, своеобразная дыра квартиры, это комната одинокого парня. Остальное же пространство квартиры отдано безудержной страсти трёх обитателей – режиссёру и двух порно-актёрам.

Мы видим, что Мудиссон изначально разделил фильм на два с помощью деления пространства экрана для того, чтобы показать насколько близкими и в то же время далёкими могут быть люди, родственники живущие вместе. В отличие от многих, кто до него поднимал проблему взаимоотношения отцов и детей, Мудиссон сделал это наиболее правдиво. Главная проблема подростка в том, что он не хочет взрослеть и решать свои проблемы сам. Главная проблема отца – искренняя любовь к сыну, которую он по неизвестным причинам боится показать, и выражает её в съёмках порнофильмах. Причём оба ещё не доросли до того, чтобы решать эту проблему сообща.

Сын находит утешение в мыслях о самоубийстве, которые периодически воплощает в жизнь, в бесконечноё темноте своей «дыры», в альтернативной музыке, известной своим апатичным подтекстом, в депрессии и одиночестве. Он разрушает себя изнутри, убивая в себе в первую очередь душу. Отец же старается забыться в алкоголе, наркотиках и групповом сексе. Такая жизнь разрушает его и снаружи, и изнутри. И отец и сын понимают, что разрушая себя духовно, они отрезают путь к примирению и согласию, но сделать шаг вперёд у них просто нет сил. Периодически отец предпринимает нерешительные шаги, чтобы хоть как-то облегчить сыну жизнь, но все они заканчиваются провалом. Сыну же, несмотря на злость и ненависть по отношению к отцу, жалко и отца, и его друга, и его девушку, но кроме как думать и переживать по этому поводу, парень ничего сделать не может.

Два второстепенных персонажа – мужчина, друг режиссёра, и молоденькая девушка, которая мечтает уехать в Голливуд. Знакомясь с ними, зритель постепенно начинает понимать, что мужчина-актёр это прототип самого Мудиссона, который не раз говорил о том, что «трахал» он эту поганую жизнь сто раз. Мужчина, потрёпанный жизнью, мужчина, уставший от всего, мужчина, который надеется в компании этой девушки не удовлетворить свои сексуальные потребности, а повеселиться и подурачиться, вспомнить счастливые годы молодости. А девушка – это та пропащая, чью «интимную» операцию мы видим на протяжении всего фильма.

Поэтому, надеждам мужчины никогда не суждено оправдаться, ведь девушка просто не понимает, что от неё хотят. Она уверенна в том, что находится в квартире только для того, чтобы вовремя раздвигать ноги. Ведь режиссёр её убедил в том, что отправит плёнку с записью в Голливуд, и её обязательно пригласят сниматься в Америку. Естественно, что плёнку никто никуда некогда не отправит. Это ведь Мудиссон, чёрт побери, а у него не бывает хеппи-эндов. Поэтому, ощущая себя Богом, Мудиссон позволяет парню окончательно разочароваться в жизни, режиссёр понимает, что он совершенно одинок, девушка осознаёт, что никакого Голливуда ей не светит, а у мужчины пропадает эрекция. В итоге каждый получил то наказание, которого он больше всего и боялся.

Автор — Uniklubi.
Специально для shinkareff.ru