Перейти к содержимому

Паттерн

В предыдущей статье был затронут вопрос восприятия сенсорных стимулов, их обработки и хранения. Теперь настало время несколько усложнить тему и рассмотреть такое явление как паттерн.

Собственно, паттерн – это набор сенсорных стимулов, имеющих сложную организацию и воспринимаемые человеком как единое целое, объект одного класса. Задумайтесь, что позволяет вам узнавать лица своих друзей, отличать кошку от собаки и т.п.? Так, лицо вашей мамы и совершенно чужой женщины имеет нос, уши, подбородок, глаза, но что-то заставляет вас узнать знакомого человека даже издалека.

Можно предположить, что некоторый набор отличительных черт вашей мамы облегчают для вас процесс узнавания, но тогда можно задаться вопросом: как это происходит. То есть фиксирует ли ваш мозг наличие каждой знакомой черты по отдельности, а затем объединяет их, либо процесс проходит в обратном порядке, когда все стимулы воспринимаются как единое целое? Именно для дизайнера эти вопросы имеют первостепенное значение, так как целью профессионала в этой области как раз и является создание целостного образа.

Психологи подходили к вопросу восприятия зрительных паттернов с разных позиций. Так, гештальт-психологи предполагали, что распознавание паттернов основано на совместном действии всех стимулов, входящих в паттерн. Например подавляющее большинство людей легко опознает следующую геометрическую фигуру и не ошибется, назвав ее квадратом.

цветовой паттерн

Но даже если видоизменить квадрат, как это сделано на следующих примерах, люди все равно будут называть эту фигуру квадратом, хотя набор стимулов изменился коренным образом.

цветовой паттерн   цветовой паттерн

Далее наметанный дизайнерский глаз, возможно, поможет вам подсчитать количество градаций цвета на следующем изображении, но когда вы смотрите на картинку, разве вы воспринимаете их? Нет, вы воспринимаете изображение как единое целое, и количество цветов только способствует восприятию.

цветовой паттерн

Автор Даниил Боженов.

Опубликовано Рубрики Без рубрики

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *