Перейти к содержимому

Психология восприятия

Гештальт-психологи считают, что стимулы стремятся к естественной организации.

Так, подобная фигура вызовет у вас впечатление линии, но при незначительном изменении вы уже будете видеть 4 группы по две точки.

Психология восприятия

Психология восприятия

На основании этой гипотезы были предложены следующие варианты организации паттерна.

Близость – близко расположенные элементы имеют тенденцию восприниматься вместе.

Психология восприятия

Сходство – одинаковые элементы, входящие в одну структуру воспринимаются вместе.

Психология восприятия

Направление – элементы, имеющие одинаковое направление воспринимаются вместе.

Психология восприятия

Объективная установка – этот случай лучше всего проиллюстрировать на примере. Начните смотреть на группы точек слева направо и даже на третьей иллюстрации вы будете склонны различать три группы точек, несмотря на то, что в этом случае точки будут равноудалены друг от друга.

Психология восприятия

Общая судьба – элементы, выделенные из общей группы воспринимаются вместе.

Психология восприятия

Другой гипотезой восприятия паттернов стала идея о том, что в мозгу человека происходит некоторое сравнение с «внутренним эталоном». Проиллюстрировать эту теорию можно на примере компьютерных систем распознавания текста или сканирования штрих-кода. Так, для того, чтобы заставить компьютер «прочитать» текст, необходимо заложить в его память эталоны букв. Очевидно, что действует эта теория лишь в немногих случаях, так как согласно ей даже незначительное отличие предмета от эталона уже не позволило бы его распознать. Тем не менее, увидев новую модель автомашины (то есть ту, на которую не имеем эталона), мы все же определяем ее причастность к классу транспортных средств, а увидев подобное начертание, все же сможем прочитать слово.

Психология восприятия

Более убедительна теория прототипов, согласно которой человек хранит не точные отпечатки предметов, а лишь их абстракции. Следующее изображение еще все таки воспринимается как фигурка человека, причем только когда все элементы собраны вместе.

Психология восприятия

Стоит «расчленить» человечка, как элементы будут восприниматься не как рука, голова, туловище, а как круг и линии. Однако если несколько детализировать элементы мы сможем снова их идентифицировать, что видно на следующем примере.

Психология восприятия

Существует также предположение о том, что распознавание образа идет поэтапно, либо с распознавания отдельных деталей, а затем суммирования их в единый паттерн, либо наоборот, сначала происходит опознания целого (лица, например), а потом происходит опознание отдельных компонентов(нос, уши, рот и т.д.). При этом, многие исследователи приходят к выводу, что зачастую опознание «снизу-вверх» и «сверху-вниз» зачастую происходит одновременно.

При этом многие придают особый смысл контексту ситуации, то есть мы легче идентифицируем стетоскоп именно в кабинете врача, чем где-либо в другом месте. При этом стимулом, который поможет нам опознать паттерн может быть по-видимому любой стимул и, зачастую, его может быть достаточно. Для пояснения приведу одну цитату:

«Один преподаватель прогуливался как-то за городом вместе со своим учеником. Поглощенный серьезной беседой, профессор вдруг заметил, что в его мысли вторгся поток воспоминаний раннего детства. Почему это случилось он никак не мог понять, ведь ничто из сказанного, казалось бы, не имело связи с ними. Поглядев назад, преподаватель увидел ферму и понял, что воспоминания нахлынули в тот момент, когда он проходил мимо. Дотошный профессор предложил ученику прогуляться обратно к тому месту. Оказавшись там, он почувствовал запах гусей и мгновенно понял, что именно этот запах пробудил к жизни памятные картины детства.»

И наконец еще один, на мой взгляд, наиболее убедительный взгляд на восприятие паттерна – это подетальный анализ. Например, буква «А» состоит из двух косых и одной горизонтальной черты, острого угла и перевернутого тазика. Согласно теории подетального анализа, наш мозг сначала воспринимает каждый этот элемент по отдельности, а затем, обрабатывая эти данные, распознает образ. И если описанные ранее теории, по существу, не больше, чем предположение, то у теории подетального анализа есть более чем веское экспериментальное подтверждение.

Так, проводились эксперименты на кошках и обезьянах, где животным вживлялись в мозг электроды, фиксирующие возбуждение мозговых клеток. После этого на специальный экран начинали проецировать различные паттерны – горизонтальные, вертикальные, косые черты или их сочетания. Выяснилось, что различные клетки головного мозга чувствительны к различным зрительным стимулам. То есть у животных, то есть и у нас тоже, одни клетки отвечают за восприятие, допустим, горизонтальных линий, другие – за восприятие вертикальных и т.д.

Непосредственное отношение к теории подетального анализа имеют исследования российского ученого Ярбуса. Он предположил, что чем больше информации содержит в себе деталь иллюстрации, тем больше на ней задержится взгляд.

Далеко за примером ходить не надо. Достаточно посетить сайт typographics и посмотреть представленные там работы. Авторы постарались насытить деталями свои произведения по максимуму, намереваясь таким образом, по-видимому, как-то привлечь зрителя, повлиять на него. Как мне кажется, на самом деле истина лежит где-то посередине и человеческий мозг наверняка использует все вышеописанные способы опознания предметов в разных ситуациях.

Опубликовано Рубрики Без рубрики

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.