Перейти к содержимому

Теория цвета: начало

Может быть, не каждый отдает себе в этом отчет, но в наше время мы каждый день видим столько графических изображений, сколько наши далекие предки не видели, наверное, за всю свою жизнь. 
Исторически, технология книгопечатания (которая и позволила донести искусство массам) началась в 9 веке в Китае. 15 столетие на Европейском континенте было ознаменовано введением печатных технологий, которые позволили издавать сравнительно большими тиражами иконы, игральные карты, книги. И если существовавшая в то время технология была относительно несовершенной то 18-19 век обогатил книгопечатание многими инструментами, которые позволили общаться с читателем не только на уровне текста, но и визуальных средств. Дальнейшее же развитие полиграфических и визульных технологий привело к тому, что мы, в наше время, ежедневно подвергаемся массированной бомбардировке изображениями – из книг, журналов, рекламных щитов, телевидения и интернет.

Таким образом, вам наверное стало ясно, что то, что мы видим – не сложилось в один день, графический дизайн имеет свою долгую и сложную предысторию. Наряду с прочими основными составляющими дизайна – теория цвета неотъемлемая часть его эстетики, имеющая около 30 000 лет истории. Именно пещерные рисунки палеолита отражают зарождение у человека чувства формы и цвета. Однако, как наука теория цвета появилась гораздо позже, официальной датой ее рождения можно считать открытие Ньютона, которое гласило, что солнечный свет содержит все остальные цвета. Он же изобрел первый цветовой круг.

В то же время нельзя сказать, что Ньютон первым из европейцев задумался над природой цвета. До него этой проблемой занимались Гете, Шопенгауэр и Шеврёль и даже еще в двенадцатом веке отдельные члены школы Бахауса посвятили себя изучению цвета. Цикл статей, объединенный общим названием «Теория цвета» будет посвящен именно рассмотрению основных положений этой науки, наглядно демонстрируя тот или иной аспект. Помимо этого вы сможете также ознакомиться с результатами практических исследований, целью которых было определить психологическое и эмоциональную привлекательность того или иного цвета или сочетания цветов.

Цикл будет условно разделен на три основные части: терминология цвета, гармония цвета и эффекты цвета.

  Как вероятно вам известно, около 80 % информации, которую получает и обрабатывает мозг человека, составляет информация визуальная. И конечно же, цвет играет в нашем восприятии немаловажную роль. Определить цвет достаточно сложно, мы воспринимаем его как неотъемлемую характеристику объекта. Зачастую мы придаем цветам свойства физических объектов, давая цвету оценку мы можем почувствовать его, «взвесить» цвет или «попробовать» на вкус. 

Однако вместе с этим каждый, вероятно понимает, что цвет имеет чисто визуальную природу, и поэтому научное определение цвета звучит следующим образом: Цвет – это визуальный эффект, вызванный смешиванием испускаемого света, преломленного или отраженного света. Существует несколько цветовых моделей, с помощью которых практически полностью можно объяснить природу цвета.

  С первой из них, моделью RYB, вы вероятно, знакомы еще с детства, когда на уроках рисования вам говорили, что смешав желтый и синий цвета вы получите зеленый. Также вам, по-видимому сообщили, что существуют определенные правила смешивания красок. Эти правила, которые одинаковы для всех пигментов основаны именно на модели RYB, согласно которой существуют три основных цвета, которые являются первичными (красный, желтый голубой). Эти цвета являются чистыми, то есть их невозможно получить смесями других пигментов, однако сами они могут выступать в роли основы для создания других цветов. 

Так, смешав в равных пропорциях эти цвета друг с другом, Вы в итоге получите вторичные цвета – фиолетовый, оранжевый или зеленый. Цветовую модель RYB обычно представляют в виде цветового диска, где первичные цвета (красный, желтый и синий) лежат на вершинах равностороннего треугольника.

 

Цветовое колесо, демонстрирующее модель RYB
Цветовое колесо, демонстрирующее модель RYB
 
Опубликовано Рубрики Без рубрики

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *