Перейти к содержимому

Мы всё делали неправильно

Весенний сплав по Белой в 2001 году. Типичный пример дурного экстремального шашлыкинга, который психодоги иногда зовут групповым помешательством. Странно, что всё закончилось благополучно.
Этот сплав был запланирован как тренировочный. Собирались попрыгать с Кишей (именно так - попрыгать) и, если хватит духу и воды, возможно, сразу пойти в Гранитный. Такое настроение диктовалось наличием явно непотопляемого катамарана-двойки почти трёхтонного водоизмещения и хорошим знанием реки, на которой мы проводим почти все свои выходные на протяжении уже трёх лет.

Несколько деталей для тех, кто не был на Белой в Адыгее: Кишами называют два порога в десятке километров ниже посёлка Гузерипль. Здесь в Белую впадает невзрачная (только не весной) речка Киша, известная ветеранам-водникам двумя ЧП - лет пятнадцать назад в бешенный паводок из завала чудом выбрался опытнейший Николай Дерикочма и в конце девяностых не выбрались на двухместном кате парень и девушка. В отличие от речки, пороги с тем же названием известны любому воднику в России. Киши 1 и Киши 2 - это сотни экипажей, десятки аварий и не одна трагедия за более чем тридцатилетнюю историю их освоения. Кроме того, чуть выше (менее километра) на Белой есть короткий и хитрый порог Топоры - не раз здесь ложились даже каты-четвёрки и складывались рафты. Категорийность этих препятствий всецело зависит от уровня воды. В малую по габаритам проходимы только первые Киши и едва тянут на "тройку" - возможно, эта оценка субъективна. Паводок поднимает статус обоих Кишей до 5 - 6 к. с., а Топоры, на мой взгляд, остаются в пределах "четвёрки".

Ещё ночью с пятницы на субботу, переезжая белореченскую плотину, мы поняли, что выдвигаемся вовремя. Впрочем, сомневаться и не приходилось - во первых, уже год нам помогают прогнозы погоды в Интернете, подробные и почти безошибочные, во вторых, весна в этом году на Северном Кавказе выдалась ранней и "наша" вода пошла уже в начале марта. По приезду ожидания более чем оправдались. Фактически мы попали в "майскую" воду. 24 марта, в субботу утром, наши машины, набитые под крышу снаряжением и людьми, стояли на Кишах. По всем приметам уровень реки превышал тот, что был в прошлом году на "Интерралли". Это бодрило. Добавляла настроения и погода. В истоках Белой, над Фиштским массивом, клубились снеговые тучи. Над Майкопом, в шестидесяти километрах ниже, тоже полоскало. А здесь лишь чуть моросило при совершенном безветрии и температуре немногим выше ноля. Команду накрыла эйфория. Сплав предвещал неизбежное удовольствие в награду за долгое безводье. Ведь осенью прошлого года мы так и не дождались хоть какого-то подъёма Белой. Почти годичный перерыв в сплаве заканчивался. Начали стапель.

Готовясь к тренировке, не особенно стремишься к максимальной комплектации снаряжения. Из лекарств была только водка. В группе поддержки состоял врач - фаталист, непрерывно напоминавший о необратимости утопления всей команды. Теоретически он присутствовал для осуществления реанимации. Пригласили его лишь в расчёте на вероятное прохождение Гранитного каньона. Киши мысленно уже остались позади. Меня лично слегка напрягали великоватый (размера на 4) гидрокостюм, отсутствие запасного весла и спасконцов, но при взгляде на собранное судно все недочёты меркли - громадина "Лагоды" (так мы называем кат по имени его конструктора) внушала уверенность в том, что Киши станут приятной разминкой.

В полдень начали осмотр препятствий. Всё видено-перевидено не раз, сюрпризов нет, только Киши 1 показались более сглаженными в сравнении с прошлой весной. Тут уместно заметить, что соревнования в мае 2000 г. мы снимали три дня без пауз и практически только на Кишах. Весь материал отсмотрели за год до последнего кадра и наизусть помнили все лучшие прохождения, равно как и аварии. Теоретически знали траекторию нашего движения ещё до осмотра и, глядя на серую пену, только утвердились в изначально известной тактике: в первом пороге прорубаемся для пущего интереса ровно по центру, в самую "засаду"; перед вторым с основной струи под правым берегом немного смещаемся к середине русла, избегая печально известного скальника в сливе. Цель минимум - просто пройти, максимум - пройти грамотно, не теряя управления судном ни на секунду.

Врачу - фаталисту вручили видеокамеру, которой он владел неплохо по роду профессии - поскольку доктором был по ошибке и в далёкой молодости. Ещё одного человека отрядили фотографом. К старту весьма кстати явились двое опоздавших, которым, на всякий случай, всучили сорокаметровую "основную" за неимением ничего более подходящего. Они встали метров на сто ниже вторых Кишей, у моста, с приказом - кидать тому, кто попросит. Напоследок представитель медицины уточнил, не утонем ли мы ещё до порогов - в том смысле, что может не стоит ему терять время и прочее в подобном же духе. У кого как, а у меня перед серьёзными прохождениями лёгкая тоска появляется. Ни говорить, ни думать. Пока жилет застёгиваешь, каску надеваешь, чалку укладываешь - словно сомнабула. Но только стартовал - всё исчезает. Идёшь прозрачный и невменяемый. За струю держишься, не оторвать. И за секунды вперёд пытаешься почувствовать, угадать - куда потянет? как развернёт? где всосёт или подбросит? Однако здесь спокойней заходили. Чего колотиться - у нас ведь трёхтонник. Помнили: два вала насколько возможно пробить надо. Второй, стоячий почти, не проблема. А вот первый, очень косой и мощный, из-под левого высокого берега несущийся поперёк вправо к устью Киши, - его проткнуть скруглёнными носами нашего "дебаркадера" непросто. Тем более, при всей кажущейся его неповоротливости, "Лагода" без груза вполне управляем и, как на любой двойке, при интенсивном наборе скорости можно, ошибившись, моментально потерять курс. А лукавить нечего - после осенне-зимней "засухи" особенной сработанностью не похвалишься. К тому же Андрей, идущий со мной, на этом судне сидел впервые, не переставая удивляться его сравнительно быстрым реакциям. Итак, порыскав полчаса из улова в улово на ровной воде после Топоров, мы пошли на первые Киши. Зашли идеально, точно как хотели. Наверху небольшой косой вал пересекли не вздрогнув и, глубоко вдохнув, сверзились в пенную яму. Потом видимость исчезла. Наш непотопляемый ушёл в бочку полностью. Кубометры воздуха всосало на раз-два. А мы думали... А оказалось... До сих пор не могу понять, каким образом я получил сильнейший удар в голову. Ни валом, ни баллоном катамарана так убиться вроде невозможно. Но факт - через секунду нас со страшной силой выкидывает вверх (сказался объём ката) и в глазах вместо неба "розовый" шум. Кажется, оверкиль неизбежен. Следующая яма заставляет меня положить одну руку на защёлку левого упора - если он расстёгнут, выбраться из перевёрнутого судна можно гораздо быстрей. Ещё один взлёт и джигитовка окончена. Постепенно различаю воду, камень и небо. В ушах звенит. Руки дрожат. Холодно. С момента падения в яму прошло менее десяти секунд. А дальше-то чего? А дальше надо грести. А сил что-то нет. Можно было чуть дёрнуть назад и встать в удобное улово, отдохнуть, отдышаться. Однако не сообразили. Ошалевшие, выгребаем на второй порог. Успеваю подумать – киляться в Кишах 2 менее опасно. Входим безошибочно - опять в самый "криминал". И снова всасывает как щепку. Да ё-моё! Он же большой! Он меня на Мелете из шестиметрового водопада вывозил! Как же так?

Почему нас не перевернуло, могу только догадываться. Вероятно, заходили правильно. Но признаюсь - и в первой и во второй бочке мы не управляли судном. В Киши 1 зашли даже не пригнувшись - всё фигня, мы непотопляемые. Это прохождение стало открытием. Паводок коротко и точно указал наше место в Поднебесной.

Выгребая на чалку к мосту, я уже знаю - на сегодня всё. Тренировка окончена. Необычайная стужа. Зубы стучат так, что впору склеивать. Бросаем кат страховщикам. Они от скуки сошли с ума и догадались привязать к верёвке дубину - чтоб дальше летела. Не успеваю оценить - бегом через мост, на стоянку. Через некоторое время у костра появляется зловещий фельдшер Лёха. Он сообщает, что съёмка второй ступени не получилась и нужно немедля, до сумерек, идти заново. Нереальный человек - смотрю на него сквозь внутриглазную дымку, слушаю поверх внутричерепного звона - и мне нет дела до потерянных кадров. Анализ неизмеримо важней - тривиальные Киши со всеми причинами и следствиями преподносят неожиданный урок. Пока безобидный. Надо пользоваться таким авансом. Алексей впервые с нами на сплаве и позволяет себе многое. Мы в команде не объясняем друг другу очевидных вещей и для него я не делаю исключения. Его взываниям ставлю барьер из одной фразы - разговор окончен. Надувается. Не знает, как часто в описаниях ЧП на воде упоминается завершение светового дня - позже, ночью, мы поговорим с ним уже спокойно и он примет мои аргументы. А сейчас мне не до разговоров.

Один из главных недостатков "Лагоды" есть зеркальное отражение его преимуществ. Гигантские верхние надувные элементы между собой и центральная площадка с каркасом соединены таким образом, что в перевёрнутом состоянии на него невозможно забраться из воды самостоятельно. Следовательно, после оверкиля судно уже не зачалишь и надо выплывать. Более же ледяной воды чем сейчас, наверное не бывает. Но ещё важнее то, что авария в первых Кишах - это, в нашем случае, гарантированный самосплав во вторые. А вот туда лучше идти на судне. Иначе никаких гарантий. Гарантии - слово весьма забавное в контексте нашего занятия. И что? А то, что сидя у костра в тот вечер, я впервые по-настоящему ощутил страх руководителя. Или ответственность. Как угодно. Нас встретила колоссальная вода. И впервые мне вдруг реально подумалось о возможном ЧП - а как потом жить? Был даже "момент истины" - а ну его, сплав этот, завтра в пороги ни шагу. Только со вторым судном и с морковками. И баста. А потом моментально придавила усталость и через секунду пришёл обморочный сон.

Что может быть приятней пробуждения среди ночи у костра слегка заиндевелым? - только забота друзей! Они участливо интересуются - не замёрз ли? - и сообщают об отсутствии спиртного. Тем лучше. Над головой ясные звёзды. В голове такие же мысли. Всё идёт к тому, что утром вода будет падать. После любезных сердцу бесед о том, как лучше ходить по Кишам, засыпаем уже все. Только во сне вспоминаю - мы открыли сезон. Хорошо. Солнечное воскресное утро начинается с обвязки ката. Верёвочки вяжем ко всем возможным точкам. Шутки кончились. Заостряю внимание коллектива на свойствах перевёрнутого судна. Видимо, ребята впервые мысленно примеряются к такой ситуации. Игорь, старший на страховке, учится сворачивать и кидать "основную". Быстро входит во вкус и делает успехи. Гораздо тщательней, чем обычно, проверяем снаряжение. Вчерашнего благолепного настроения нет и в помине. Иллюзии утонули. Эскулап по- прежнему уведомляет присутствующих о бесполезности всяких приготовлений. Звучит уже иначе. Андрей предлагает начать сплав с Топоров. Выдвигаемся на осмотр. Вода посветлела, как мои мысли. Уровень явно понизился. В Кишах открылись камни в сливах, не столько страшные, сколько настораживающие. Резко поднялся, вчера совершенно невидимый, валун в середине русла между первой и второй ступенью. Он не критичен, более того, при желании за ним можно привстать - метров за двадцать до второго слива. Топоры идеальны. В малую воду это полутораметровая щель, не вполне прямая. А сейчас совсем штопор. Основная вода заходит справа, закручивается винтом, перелетает через скальный выступ и в четырёхметровом коридоре падает в вертикальную стену левого берега. Далее уже обратный винт гасится в образцовой бочке. Всё аккуратненько скомпоновано в десятиметровом, по длине, коридоре. А потом метров тридцать шипящей газировки. Ещё сутки безоблачного неба и Топоры станут для нас негабаритными - а пока в самый раз. Только один лишний камушек положила природа слева в падении воды. Его надо избегать, иначе можно в самом сливе встать лагом. Наш кат в таком варианте - несомненная плотина для Топоров. Здесь не так опасен "киль", как страшен моментальный разбор судна. Вчерашняя мощь Кишей не позволяет сомневаться в намерениях Белой. Потому досконально изучаем препятствие. После обсуждения увиденного вырабатываем несложную схему прохождения. Никаких вывертов, типа "кормой с гашением скорости". Только прямо, по основной струе, и в конце слива пытаться максимально ослабить неизбежный удар в левую стену. На том и порешили. Идём с Андреем. Перед прохождением перевозим на правый, удобный для съёмки, берег фотографа Женю и, ставшего уже знаковым персонажем, оператора - врача Лёху. Он предупреждает, что его укачивает и просит пакет. Страховку (да простят меня специалисты, но будем называть это так) оставляем слева, рядом с дорогой. Пока ребята занимают точки, катаемся по уловам. Действительно удивляет отзывчивость нашего трёхтонника. Принимаем отмашку "на старт". Собраны как никогда. Поехали.

И снова заходим верно. Удивительно прилипаем к струе - так, что за три секунды успеваем встать сначала на левый борт и тут же на правый. Прямо по форме вала. Затем неожиданно мягкое столкновение - мягкое потому, что мы уже залипли в бочку. Ах, как неповторимо дрожит словно примагниченный на пару секунд катамаран. Снаружи нас почти нет. Вылетаем вполне дееспособные и мгновенно, в пяти метрах, чалимся в поперечную щель правого берега, выпиленную явно под нашу "машину". Нереально точное и безошибочное прохождение - мы готовились к чему-то большему. Смотрю на Топоры с восторгом, но мысленно уже в Кишах. После вчерашнего родео я боюсь их дуэта, а не идти невозможно. Далее должны последовать философско-героические выводы, однако вмешивается врач - вредитель. Звучит заявление о том, что камера не работает и оно совершенно нас не удивляет. Всеобщее молчание. Рвущиеся наружу слова надо удержать. Не время и не место. Следует сцена с биением ладони о лоб. Находится тот рычажок, который не повёрнут куда надо. Далее пламенная речь на предмет немедленного повтора прохождения. Во мне зреют подозрения в заговоре. Помогает внутренний голос - считай, что камеры нет, снимаем только на фото. Переправляем людей назад. Андрей уходит наверх, уступая место в экипаже Евгению.

Почти год Женя не был на воде. Непозволительно много. С учётом того, что испытано сутки назад в Кишах, мы принимаем самую безопасную траекторию движения. Она выработана ещё на утреннем осмотре. В первый порог вкрадываемся под левым берегом вплотную. Стараемся уйти с основной струи, что позволяет мягко перевалить через пару обливных камней и выйти без особых усилий на середину вторых Кишей. Там прыгаем с длинного языка, который ложится ровно между основной бочкой справа и только сегодня проявившимся плоским валуном слева. Есть только одно "но..." - при таком уровне реки уйти со струи в первых Кишах трудно. Если не справимся - нас ожидает повторение вчерашнего шоу. Его исход непредсказуем и габариты судна уже не успокаивают. Почти час раскатываемся. Мой матрос отлично чувствует воду. Понимаем друг друга почти без команд и, неожиданно, напрочь исчезает страх. Каждый вал, каждый камень помним наизусть. Под нами надёжнейший катамаран. И теперь мы знаем, что впереди. Глоток воды из Белой - с богом, Женя, пошли.

Увы... Вал не отпустил "Лагоду". Притереться к берегу не позволили торчащие камни. Уже метров за пять до слива было очевидно - влетаем по основной струе. Но не так как прежде, а метра на три левей. Самая глубокая яма остаётся по правому борту. Легче от этого не становится. Неслабо разматывает, притапливает как положено и в два приёма выстреливает к небу. Несёмся странно перпендикулярно руслу Белой, прямо в устье Киши. Через пару секунд чётко встаём в здоровенное улово на слиянии рек. Почти копия субботнего прохождения - но необыкновенно привычные валы. Запрещаю себе улыбаться - работа не окончена. Дышим с расстановочкой. Операторы получают незапланированную возможность переместится ко вторым Кишам. Наша задача - резко пересечь русло и зайти на тот самый "язык" посередине порога, чуть в стороне от стремнины (вообще-то планировалось идти к нему от левого берега...). Спустя две минуты стартуем. Совершенно спокойно выполняем задуманное и рушимся в Киши 2. Бесконечно долгий полёт заканчивается подозрительно мягко. Обычный подсос, дрожь, пена... Всплываем. Ждём новых напастей и понимаем - всё! В пятнадцати метрах ниже встаём у левого берега. Орём.

Уже стоя на каменистом обрыве, ловлю себя на мысли: сейчас появится оператор - бедоносец. Вопреки мрачным предчувствиям обходится без сюрпризов. Он не только держал камеру, но даже каким-то чудом сумел отснять нас во второй ступени. Замечательно. Трудно передать настроение команды. Такое ощущение, словно шли все. И почти не холодно, видимо благодаря солнцу, согревающему нас весь день. Всё было б здорово, вот только Лёха требует "продолжения банкета", настаивая на новом прохождении всей дистанции и немедленно. Мол, съёмка превыше всего. Отмалчиваюсь, давая ему возможность "возвысить голос". В момент кульминации сообщаю - я сегодня уже наработался. Он без размышлений, очень эмоционально, заявляет о намерении идти лично, всё равно с кем. Ура! Продолжая его юморески, следует сформулировать - не потонули вы, так потону я! При чём здесь съёмка? Каюсь, очень пассивно воспринимаю "медицинскую горячку". Начальству должно душить такие идеи в зародыше. Не придаю значения. А когда, через полчаса, Андрей неожиданно соглашается составить врачу компанию - возражать поздно. Несколько оторопевшим, смотрю на сборы. Лёха сплавляется второй раз в жизни. В отличии от нас, он ранее проходил вторые Киши - лет пять назад его провезли там на катамаране-четвёрке. Но ясно, что к воде не готов совершенно. Основное, что двигает им сейчас - некое нелепое раздражение и плохо скрываемое желание чего-то кому-то доказать. Такая мотивация на воде непростительна. Итак, при моём молчаливом попустительстве, они идут весь каскад. Перед стартом неудавшийся оператор, острящий нон-стоп, обращает внимание на серьёзность своего напарника - чего ты, старина, так молчалив? - на что тот коротко замечает - я знаю куда мы идём... Лёха не шутит в ответ.

Подобное называется самосплавом. Андрей, при всём желании, не управляется за двоих. Оказывается, смотреть бывает страшней, чем идти. Меня почти трясёт. Судно падает в Топоры под самым левым берегом. Происходит сокрушительный удар об уже упоминавшийся неприятный скальник в сливе. Удачно выплёвывает из бочки. Потом они долго не могут зачалиться. На входе в первые Киши тоже притираются слишком влево и цепляют камни. Вертит. В порог заходят кормой. Вжимаются в кат и очень фартово проскакивают задом наперёд по струе (иногда таким способом здесь идут и профессионалы - только сознательно). Зевают улово, как попало гребут. Вода прижимает их к гранитному правому обрыву после устья Киши. Отлипают с трудом, минуты две. Я успеваю переместится с камерой ко вторым Кишам. Видно, что влипнут прямо в "криминал". Так и происходит. Чудом успевают выправить "Лагоду". Пикируют в бочку. Вырываются на ровном киле. Экипаж на местах. Естественно, опять не могут зачалиться. Напоследок, в творческом тандеме с группой страховки, едва не создают себе большие проблемы на ровном месте, ухватившись за верёвку, предложенную им ни к селу, ни к городу. На берегу долго и радостно шумят. Присутствующий руководитель мысленно крестится. Ужас.

Показательно, что зафиксирован этот стыд наилучшим образом. И на видео, и на фото. В назидание потомкам. Позже выясняем - слегка разорвана "шкура" катамарана, согнута поперечная труба каркаса, вылетели четыре (из восьми) резиновых подушки на стыках труб. Одна из резинок потеряна, остальные к счастью болтаются в ослабленных вязках. Удар в Топорах даром не прошёл. Только случайно "машину" не разобрало в Кишах окончательно.

Напоследок вернёмся к заголовку. Уместен ли он? На самом деле сплав по такой дикой воде для группы с таким уровнем подготовки прошёл весьма удачно. И ошибок немного. Но одна из них такова, что перекрывает все достижения. Её нельзя оставить без внимания: изначально мы готовились к забаве и не более. Пятая или шестая (неважно) категория Кишей представлялась лишь циферкой. Основательность судна убаюкала. И психологически люди настроились развлекаться. Ситуация сравнима с положением боксёра-чемпиона, вышедшего на ринг с аутсайдером и получившим нокдаун на первой минуте. Растерянность и злость: неужели я?! неужели мне?! Зато после перерыва - максимум отдачи и больше ни одного промаха. И долгие воспоминания на всю жизнь - как здорово, что не нокаут. Надеюсь, наш материал о таком, вроде бы незатейливом, маршруте принесёт пользу начинающим. Для них в первую очередь и написано.
 

Опубликовано Рубрики Без рубрики

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.